Когда некуда спешить: десять самых медленных поездов России
- 17 ноября 11:30
- Ксения Узлова

В эпоху высокоскоростных магистралей, когда поезда разгоняются до 250 км/ч, по российской глубинке всё ещё курсируют составы, неспешность которых переносит пассажиров будто в прошлый век. Причины разные — от изношенной инфраструктуры до отсутствия дорог — но у каждого такого поезда своя история. В этот список вошли самые медленные регулярные маршруты, где время течет иначе.
10 место — Тында – Комсомольск-на-Амуре
Поезд дальневосточного направления идёт сутки и почти полдня, преодолевая 1469 километров со скоростью 38,8 км/ч. На его пути — 86 остановок и полное отсутствие автомобильных альтернатив. Когда-то маршрут едва не отменили, но местные власти отстояли его — для региона это жизненно важная связь.
9 место — Санкт-Петербург – Сонково
Этот поезд проходит один из старейших железнодорожных участков страны — Мологский ход. Леса, болота, станции XIX века — дорога полностью отрезана от автотранспорта. За 13 часов состав осиливает 507 километров, двигаясь со скоростью 38,5 км/ч. Но из-за нерентабельности его судьба туманна.
8 место — Уфа – Сибай
Маршрут идёт через горы Южного Урала, затем — в степи. 461 километр занимает 12 часов пути, а спрос невысок из-за дешёвых автобусов. По сути, поезд держится на прицепных вагонах Москва – Магнитогорск, которые делают рейс экономически оправданным.
7 место — Москва – Кинешма
Даже из столицы можно уехать на «тихоходе»: 412 километров поезд преодолевает за 10 часов 52 минуты. При этом участок полностью исправен — расписание просто подстроено под ночное время, чтобы пассажиры не прибывали в Москву под утро. Но с приходом скоростных «Ласточек» у маршрута появились конкуренты.
6 место — Москва – Рыбинск
Когда-то фирменный поезд, теперь — сокращённый состав с нестабильной периодичностью. 464 километра он проходит более чем за 12 часов. Потеря фирменности, повышение цен и исчезновение прицепных вагонов сделали маршрут нерентабельным, и он рискует исчезнуть окончательно.
5 место — Грозный – Волгоград
Маршрут тянется почти 26 часов. Более чем полсотни остановок растягивают путь на 931 километр со скоростью 36,8 км/ч. Самая долгая стоянка — Астрахань, почти час. Здесь главная проблема — пропускная способность путей и необходимость обслуживать многочисленные станции.
4 место — Новосибирск – Бийск
388 километров за 10 с половиной часов — единственный оставшийся медленный поезд региона после массовых отмен. Линия перегружена, стоянки длинные, а прицепной вагон до Москвы делает этот состав социально значимым. Это единственный прямой путь из Бийска в столицу.
3 место — Атырау – Астрахань
Единственный международный участник рейтинга — и один из самых медленных. 377 километров поезд идёт больше 12 часов. Даже с таможенным контролем объяснить такую скорость сложно. Маршрут проходит через степи Казахстана и содержит прицепные вагоны до Мангышлака.
2 место — Кослан – Сыктывкар
277 километров поезд преодолевает за 9 часов 15 минут. Это маршрутом 33,5 км/ч и почти отсутствием альтернатив: многие населённые пункты связаны с внешним миром только железной дорогой. Пассажиры выбирают его не из-за комфорта, а потому что идти пешком — единственный другой вариант.
1 место — Лабытнанги – Воркута
Абсолютный лидер. 277 километров за 12 часов 56 минут — всего 21,4 км/ч. Маршрут проходит по тундре и Полярному Уралу, где нет дорог, а вечная мерзлота делает движение медленным. Станции сохранили ручные стрелки и жезловую систему середины прошлого века. Это две части света, два вагона и один по-настоящему уникальный поезд.
В итоге у каждого тихоходного маршрута — своя причина медлительности: отсутствие дорог, исторические линии, низкая пропускная способность или необходимость подстроиться под жизнь местных жителей. Но есть и другая сторона — огромное количество направлений, ждущих реконструкции. Пока же в России соседствуют сверхскоростные магистрали и поезда, для которых время всё ещё течёт по правилам XIX века, пишет источник.
Читайте также: