В каких регионах России до сих пор нет железных дорог: почему их не построили
- 5 сентября 08:30
- Екатерина Адамова

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире, но даже в такой развитой инфраструктуре остаются белые пятна. Шесть субъектов федерации до сих пор не имеют соединения с общероссийской железнодорожной сетью. Это уникальный случай для такой большой и развитой страны.
Отсутствие стальных магистралей в этих регионах объясняется комплексом причин: от экстремальных природных условий до экономической целесообразности. Каждый такой регион представляет особый случай транспортной изоляции.
Почему железная дорога не пришла в эти регионы
Анализ карты транспортной сети России показывает интересную особенность. Основные магистрали сосредоточены в европейской части страны, в то время как в Сибири и на Дальнем Востоке они имеют линейный характер с минимальными ответвлениями.
Главные причины отсутствия железных дорог:
- Сложный горный рельеф местности
- Вечная мерзлота и суровый климат
- Низкая плотность населения
- Экономическая нецелесообразность строительства
- Наличие альтернативных транспортных маршрутов
Эти факторы делают строительство и содержание железнодорожных путей чрезвычайно дорогим и технологически сложным предприятием.
Шесть регионов без стальных магистралей
Республика Алтай
Горно-Алтайск остается единственной региональной столицей без железнодорожного сообщения. Проект ветки от Бийска существует с 1980-х годов, но его реализация откладывается из-за сложного рельефа и недостаточного финансирования.
Республика Тыва
Строительство железной дороги Курагино-Кызыл началось в 2012 году, но было приостановлено после первого километра. Причина — горный ландшафт и необходимость строительства многочисленных тоннелей.
Камчатский край
Вулканический рельеф и сейсмическая активность делают строительство дороги практически невозможным. Грузы доставляются морским и воздушным транспортом.
Магаданская область
Суровый климат и вечная мерзлота требуют колоссальных инвестиций в строительство. Существующие проекты считаются экономически нецелесообразными.
Чукотский автономный округ
Крайняя удаленность и минимальная плотность населения не оправдывают costs строительства. Основной транспорт — авиационный и морской.
Ненецкий автономный округ
До 2023 года регион не имел даже автомобильной дороги с твердым покрытием. Нефть и газ транспортируются по трубопроводам, другие грузы — морским путем.
Перспективы строительства
Большинство проектов по соединению этих регионов с железнодорожной сетью остаются на бумаге. Экономические расчеты показывают, что инвестиции в строительство не окупятся в обозримой перспективе.
Приоритетом остается развитие автомобильных дорог и авиасообщения. Для нефтегазовых регионов более эффективным признано трубопроводное сообщение, пишет автор Дзен-канала "ПОД СТУК".
Читайте также: