"Я выросла в театре!": актриса из Кирово-Чепецка покоряет мировую сцену
- 18 октября 2019
- 0+
- Служба новостей
Юлия Свежакова о ролях, выступлениях и месте психологии в жизни актера
Мы пообщались с Юлией Свежаковой - известной актрисой, уроженкой Кирово-Чепецка. Свой творческий путь Юлия Юрьевна начинала в местном народном театре "Современник". После окончания школы тогда еще начинающая актриса покинула родной город и уехала покорять Москву - поступила в ГИТИС. Сейчас Юлия Свежакова - актриса Московского "Театра Наций", художественный руководитель театра народный артист РФ Евгений Миронов.
- Юлия, расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Как начинался ваш творческий пусть? Что повлияло на выбор профессии?
Я выросла в театре! Моя мама, Свежакова Светлана Николаевна, была режиссером нашего театра «Современник». С детства она брала меня с собой на репетиции, так что кто-то рос в песочнице, а я в театре. Мама работала с актерами-любителями, людьми совершенно разнообразных профессий, которых объединяло стремление быть частью творческого процесса, самовыражаться. На тот момент «Современник» был культурным центром, где молодые люди собирались, чтобы создавать что-то новое вместе. Прекрасное время! Я всегда была частью этого процесса – игр, репетиций, спектаклей. Так что, как вы понимаете, с выбором профессии у меня вопросов не возникало! Детство – это то, что формирует нас, на что мы опираемся всю оставшуюся жизнь. Я благодарна своим родителям.
Мне очень приятно говорить о маме, скоро день ее памяти, и очень многие люди вспоминают ее с благодарностью и любовью, это важно. Чтобы помнили.
- Есть ли такие роли, которые вы можете назвать любимыми, выделить среди других?
Я люблю все свои роли, своих девочек: Катерина - «Гроза» Островского (режиссер - Генриетта Яновская) в МТЮЗе, Анна Сергеевна - «Дама с собачкой», Таня Песоцкая - «Черный монах» Чехова (режиссер Кама Гинкас) и другие. Не могу выделить какую-то одну, каждая из них – важная для меня часть. Столько в них вложено любви, в каждую нужно было «вдохнуть жизнь». Они для меня в каком-то смысле как дети, мои девочки.
фото предоставлено Юлией Свежаковой
- А первую роль помните?
Первой серьезной работой в МТЮЗе стала роль Катерины в «Грозе» Островского (режиссер Генриетта Яновская). За эту роль я получила театральный приз «Хрустальная Турандот» за дебют в спектакле. Хорошее начало - совсем недавно была студенткой, а здесь на одной сцене со мной в этот день премию получали Александр Абдулов, Инна Чурикова – я была очень счастлива.
А самой первой ролью в нашем чепецком «Современнике» стала роль Ящерицы по пьесе Володина. История, похожая на «Ромео и Джульетту», только в каменном веке. Помню, я тогда училась в восьмом классе — у всех на уме была весна и любовь. В постановке участвовало много моих одноклассников, сверстников — с теплотой вспоминаю те моменты. У кого-то в детстве главное - школа, для меня этой школой был и по-прежнему остается театр.
- Кино или театр?
Знаете, в кино иногда легче «поймать» какой-то персонаж и потом комфортно его отыграть. Так было в «Папиных дочках», например, где я играла учительницу Пуговки. В театре поиск роли достаточно сложный — это как найти сокровище, которое не всегда лежит на поверхности. Работа очень кропотливая — в театральные роли вкладываешь ум, душу, сердце, чтобы постичь логику другого персонажа. Вообще мне очень нравятся сложные, многогранные персонажи. На обычных персонажей зрителю смотреть неинтересно — даже у отрицательных героев есть своя внутренняя правда, которую можно по-разному отыграть. Люблю сложносочиненные персонажи. Это одна из причин, по которой я решила углубиться в психологию. Все взаимосвязано — невозможно выстраивать персонаж, не учитывая его психологическую составляющую, его подоплеку. Инструментом для передачи сложных чувств является сам актер, и в этом он уязвим. Ведь в процессе мы раскрываем душу, и это бывает очень тяжело как морально, так и физически. Поэтому в своих тренингах я использую те техники и упражнения, которые помогают актерам не выгорать.
Помимо работы в театре, Юлия проводит мастер-классы по психодраме.
фото предоставлено Юлией Свежаковой
- Репетиции, спектакли, психология… Юлия, скажите, как вам удается все успевать?
Благодарю за вопрос! Для меня по жизни важно понятие свободы и выбора, поэтому сейчас я работаю в репертуарном театре. Я работаю в "Театре Наций" по договору, точно так же, как и другие артисты под руководством Евгения Миронова. Я нахожу время для того, чтобы совмещать работу в театре и преподавательскую деятельность. Психодрама совмещает в себе действие на сцене, где есть главное действующее лицо — протагонист, его история — драма, актеры, помогающие разыгрывать историю и зрители. Благодаря этому методу у человека есть возможность посмотреть на свою историю жизни со стороны и определиться, что для него важно "здесь и сейчас".
Совсем недавно Юлия вернулась из Лондона, где выступала со спектаклем «Рассказы» Василия Шукшина (режиссер Алвис Херманис).
- Юлия, расскажите, как принимала британская публика?
Где бы мы ни показывали спектакль "Рассказы" по произведениям Шукшина — Европа, Китай, Чили — везде его принимают на ура, потому что произведения Василия Макаровича универсальны. У всех нас есть бабушки и дедушки, у всех нас есть "наша деревня". Истории Шукшина считываются на подсознательном уровне.
В Лондоне принимали очень тепло, аплодировали стоя. Было очень приятно, когда за кулисы подошла актриса Хелен Миррен и сказала, что была очень тронута. Посетовала на то, что так мало знает о России, а ведь у нее русские корни.
Хелен Миррен посетила спектакль "Театра Наций" в Лондоне, фото предоставлено героиней публикации
Всем, кто хотел бы связать свою жизнь с актерским искусством, Юлия советует только одно
— пробовать:
Даже если вам говорят, что у вас не получится, пробуйте! Верьте в себя! Я
часто работаю с актерами в разных городах России и могу сказать, что у театров в регионах
есть огромный потенциал. Было приятно поработать в Кирове с учениками колледжа культуры, мне кажется, мы нашли общий язык. Если будет такая возможность — с удовольствием
поработаю и в Кирово-Чепецке!