Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Знак незамужней: почему в образах одиноких героинь советского кино всегда присутствует этот элемент

Знак незамужней: почему в образах одиноких героинь советского кино всегда присутствует этот элемент Скриншот из фильма «Служебный роман» (12+)

Кинематограф Советского Союза оставил в наследство галерею сильных и трогательных женских образов. Героини, которым по сюжету уготована роль несчастных и одиноких, вызывают у зрителя искреннее сочувствие. Однако при внимательном взгляде сегодняшнего дня в этой картине проступает любопытная деталь, которая заставляет усомниться в абсолютной достоверности их переживаний. Речь идет о том самом фоне, на котором разворачивается их драма, — о жилье.

Внешне сюжет говорит одно: эти женщины несчастны, их жизнь не сложилась, им катастрофически не хватает любви. Но их бытовое окружение, их квартиры, кричат совершенно обратное. Они свидетельствуют о самостоятельности, стабильности и высоком, по меркам своего времени, социальном статусе. Возникает ощутимый диссонанс между декларируемой тоской и реальными условиями, в которых эта тоска должна была бы проживаться.

Возьмем, к примеру, Людмилу Прокофьевну Калугину из «Служебного романа» (12+). Её образ — это классическая «серая мышь», замкнутая и одинокая начальница. Но её квартира в элитной для того времени «свечке» на Проспекте Мира — это настоящая мечта советского человека. Высокие потолки, просторные комнаты, камерный свет абажура, картины на стенах, коллекция декоративных тарелок. Это не жилье затворницы, это интерьер женщины с безупречным вкусом, умеющей создать вокруг себя атмосферу уюта и интеллигентности. Такая квартира была не просто квадратными метрами; она была символом огромной жизненной удачи и успеха.

Ещё более показательная история — разлучница Раиса Захаровна из «Любви и голубей» (12+). Её образ откровенно гротескный, но и её жилище заслуживает отдельного изучения. Алые обои в прихожей, экзотические наклейки-«бабочки», диковинный столик-«книжка» с кактусом и, наконец, картина с её собственным портретом. Это интерьер не просто одинокой женщины, а женщины-перформанса, которая выстроила вокруг себя яркий, эгоцентричный мирок. Она не просто существует в этом пространстве — она им наслаждается, демонстрируя всем свою исключительность и независимость. Примечательна и привычка ужинать не на кухне, а в гостиной — жест, говорящий о внутренней аристократичности и любви к ритуалам.

Апартаменты Варвары из «Осеннего марафона» (16+) и вовсе можно считать вершиной советской жилищной мечты. Пьющая, несчастная переводчица, по сюжету, владеет настоящим сокровищем — квартирой в старом доме с колоссальными потолками, лепниной и огромными окнами. Да, интерьер захламлен и носит отпечаток запустения, но сама «оболочка» — это роскошь, о которой большинство советских граждан, ютившихся в коммуналках и хрущёвках, не могли и мечтать. Образ «неудачницы» здесь физически не стыкуется с обладанием таким уникальным жильем.

Даже одинокая Катерина из «Москва слезам не верит» (12+) живет в добротной отдельной квартире, а описание её быта с импортными вермутами, соками манго и подвесными барными шкафчиками рисует портрет не просто состоявшейся, а живущей в условиях немыслимого для эпохи дефицита изобилия женщины.

Почему же возник этот кинематографический парадокс? Возможно, режиссеры и художники-постановщики бессознательно наделяли своих сложных, глубоких героинь столь же глубоким и интересным фоном. Интерьер был призван отражать их богатый внутренний мир, их вкус, их историю. С другой стороны, в условиях тотального жилищного кризиса в СССР сама по себе отдельная квартира уже была синонимом счастья и огромной привилегии.

Таким образом, возникает любопытный психологический феномен: зрительское восприятие раздваивается. Слушая монологи о душевной пустоте, мы видим материальное воплощение мечты. И эта деталь — роскошная, пусть и не всегда, квартира — заставляет усомниться в абсолютной искренности страданий. Кажется, что героиням стоит лишь оглянуться вокруг, чтобы понять: их одиночество — это не провал, а, скорее, свободный выбор самостоятельной и обеспеченной женщины, которая может позволить себе дождаться того самого, единственного, не жертвуя при этом качеством жизни. И в этом есть не фальшь, а скорее, невысказанная правда эпохи: даже в несчастье должен был быть элемент советской благополучности.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости