Сложно проектировать вагон, если не ездишь на поезде: пять грубых ошибок в новых вагонах
- 4 августа 11:30
- Екатерина Адамова

Российские пассажирские вагоны нового поколения регулярно подвергаются критике со стороны путешественников.
Попытки модернизировать составы зачастую приводят к появлению значительных проблем с удобством и функциональностью.
Как одна из проводниц метко заметила, многие минусы связаны с тем, что вагоны проектируют инженеры, привыкшие к авиаперевозкам, что не всегда учитывает реальные потребности железнодорожных пассажиров, пишет Дзен-канал "1520. Все о путешествиях".
Основные недостатки купейных вагонов
Одним из самых острых вопросов стало размещение сейфов. Эти устройства появились для безопасности личных ценностей, но конструкция решалась за счет пространства под нижними полками. В результате пассажиры, занимающие нижние места, лишены привычных ниш для хранения одежды и мелких вещей. Подобная ситуация доставляет неудобства не только сами отдыхающим, но и сопровождающим их проводницам, которые регулярно получают жалобы.

Фото автора Дзен-канала "1520. Все о путешествиях"
Распространены проблемы и с матрасами купе. В новых моделях спальные места трансформируются из диванов, где матрас крепится в спинке. На практике матрасы часто сползают, падают в щель за полку и самостоятельно вернуть их на место пассажиры не могут. Проводники советуют использовать резинки для фиксации, но подобное решение скорее временное, чем действительно удобное.
Этот же диван иногда мешает нормальному расположению столика, так как его спинка при опускании задевает или почти касается столешницы, что требует освобождения пространства и снижает комфорт отдыха.
Кроме того, жалобы поступают на качество отделочных материалов и сборки. Уже за несколько месяцев эксплуатации тканевые покрытия покрываются пятнами, сантехника в туалетах часто выходит из строя, а сенсорные панели расписаний «зависают». Особенно недовольны двухэтажными вагонами, которые шумят и быстро становятся загрязненными, при этом даже по сравнению с европейскими аналогами российские по качеству значительно уступают.

Фото автора Дзен-канала "1520. Все о путешествиях"
Утеря традиционных удобств и неудачные нововведения
Одним из спорных изменений стало отсутствие рундуков — закрытых отсеков под нижними полками, предназначенных для хранения багажа. В старых типах вагонов эти емкости обеспечивали безопасность вещей, скрывая их от посторонних глаз и изолируя от запахов. Современные конструкции отказались от рундуков в пользу открытого пространства, что на практике вызывает опасения пассажиров из-за риска кражи и распространения неприятных запахов в вагоне.
Еще один недостаток — пурифайеры для горячей и холодной воды. Хотя идея подачи свежей фильтрованной воды удобна, реализация далека от идеала. При остановках на станциях устройство не нагревает воду должным образом, а температура горячей жидкости часто не достигает заявленных значений.
Кроме того, наливание воды в нестандартную посуду превращается в непростой «танец», требующий ловкости. Как временное решение РЖД предлагает чайники и термопоты, но это лишь патч, не исправляющий фундаментальные ошибки.
Заключение: проектировщики должны слышать пассажиров
Общая проблема современных вагонов — ставка на производственные удобства, а не на реальные потребности пассажиров. Несовершенства в конструкции повторяются из партии в партию, а жалобы часто остаются без адекватного ответа. Для улучшения качества поездок необходимо глубже изучать опыт пассажиров и адаптировать проекты к железнодорожным реалиям, а не переносить стандарты авиации.
Читайте также: