Ребенок не слушается или просто не понимает?
- 26 сентября 2013
Проблема непослушания детей часто заводит родителей в тупик
Но так ли так ли уж ребятишки непослушны, как нам кажется? Доказано уже, что ребенок имеет совершенно другое восприятие действительности, чем у взрослого. И если у вас создалось впечатление, что кроха «отбился от рук» или стал совершенно неуправляемым, то не спешите его наказывать: часто ваш ребенок просто не понимает чего от него хотят родители, а бывает так, что понимает с точностью до наоборот.
Важно относиться к ребенку с уважением и пониманием. Малыш не может быть плох сам по себе, только потому, что он что-то хочет или не хочет. Не стоит его за это ругать. Задача родителей – научить ребенка адекватно реагировать на ситуацию, объясняя и описывая его поведение ему самому, так как он рождается без готовых знаний и опыта о мире и о себе, своих чувствах, потребностях и желаниях. Также полезно взрослым рассказывать ребенку о причинах своего поведения и о своих эмоциях, − поделилась детский психолог Оксана Лысикова. − Для того чтобы ребенку было проще с вами соглашаться, когда вы что-то от него хотите или наоборот что-то запрещаете, ему важно понимать, что для этого у вас есть веские причины. Например, вы с ребенком переходите улицу и просите подать вам руку. Обычно взрослые говорят (иногда, повысив голос): «Дай руку». Ребенку, скорее всего, не понятно, почему он должен это сделать. Лучше было бы сказать: «Сейчас мы будем переходить дорогу. Это опасно. Дай мне, пожалуйста, руку». Чтобы у ребенка было меньше поводов вам сопротивляться, полезно ему рассказывать как можно больше о том, что его ждет в ближайшем будущем, объяснять, что с ним будет происходить, что придется делать ему и окружающим.
Формулируйте свои просьбы четко
Если вы немного понаблюдаете за мамами на детской площадке, то можете заметить, как разговаривают многие мамы: «ну сколько раз тебе повторять?», «все дети как дети, а ты…», «ну что это за ребенок?», и т.д. А ведь у ребенка буквальное восприятие и таких загадок словесных ему не понять.
Если вы хотите, чтобы ребенок услышал вас, скажите отчетливо, чего вы от него хотите: иди ко мне, брось каку, отряхни ручки.
Будьте последовательны
Ваши просьбы и требования должны быть всегда последовательными и четкими.
Если вы ребенку полутора лет скажете «собирайся на прогулку» или «садись покушай», то может произойти так, что ребенок не выполнит вашего требования. Ваши фразы подразумевают целую последовательность действий. Для нас, взрослых, это само собой разумеющиеся вещи, но ребенка такое задание может просто загнать в тупик.
Следует сделать так:
Например:
«иди ко мне» – подождите пока подойдет.
«Садись на стульчик» – ждем.
«Сейчас наденем слюнявчик» – надеваем.
«Бери ложечку в эту ручку» – пауза. «Бери хлебушек в другую ручку.
А теперь ложечкой кушай супчик».
«Да-нет не говорить, в черном-белом не ходить»
Подсознание человека так устроено, что мы не желаем слышать отрицаний. И дети не исключение, а скорее всего подтверждение этому правилу. Сколько ребенок вас послушал? А зачастую ребенок делает все наоборот, что вы ему запрещаете: не трогай – берет, не убегай – бежит.
Психологи утверждают: дети не слышат частичку «не». Поэтому запреты наоборот действуют для него как указания к действию.
Повзрослев, он начнет слышать (и понимать) отрицание. А пока постарайтесь просто утверждать свои просьбы: вместо «не убегай» – «стой» или «иди ко мне», вместо «не трогай» – «а давай поищем мячик» и т. д.
Запретив что-то сегодня значит, что это же нельзя делать и завтра, и послезавтра – всегда. И то, что вчера было позволительно, вдруг сегодня стало нельзя – вы собьете ребенка с толку и это послужит поводом сомневаться ребенку в ваших словах в будущем.
Если вы хотите, чтобы ваши «нельзя» СЛЫШАЛ и ВЫПОЛНЯЛ малыш, постарайтесь для начала максимально сократить количество запретов. Пусть они будут обусловлены только безопасностью малыша: нельзя брать нож, открывать окно, и т.п. И эти запреты никогда не должны ни под каким предлогом.
И если ребенок нарушил их – реагировать надо спокойно, но строго и непреклонно – «нельзя», а затем просто отвлечь внимание вашего непоседы на что-то другое интересное ему.
Не стоит спешить с запретами и упреками, постарайтесь для начала понаблюдать за малышом, возможно в том, что он делает, нет ничего плохого. Да его исследования могут стоить вам лишней уборки или стирки маленьких вещичек, но как же еще ему изучать окружающий мир, если не побуцать носком ботинка, не попробовать его на зуб, не пощупать пальчиком (или всей пятерней сразу)?
Не стоит запрещать ребенку изучать окружающий мир, а лучше всего помогите ему в этом нелегком для него, но невероятно интересном деле!