Если школьник берет чужое...

Если школьник берет чужое...

... каковы причины и как вести себя родителям?

 

О том, почему маленькие дети могут брать чужие вещи и как учить дошкольников уважать чужую собственность, мы писали здесь: http://prochepetsk.ru/woman/rebenok-prines-domoj-chuzhuyu-vesch.html

 

Сегодня поговорим о школьниках.

Мнение специалиста.
Ксения Румянцева, педагог-психолог Кирово-Чепецкой санаторной школы-интерната:

- К 7 годам ребенок уже имеет достаточно развитые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, у него начинает формироваться произвольность поведения, то есть способность сдерживать свои непосредственные порывы и желания, и присутствует осознанность своего поведения, а значит он может (хотя еще и не полностью) нести ответственность за свои действия. И поэтому присваивание чужих вещей в этом возрасте уже можно называть словом «воровство».

Причины воровства в этом возрасте связаны с недостатками предыдущего воспитания либо проблемами ребенка в семье или в среде сверстников. Основных причин три:
1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести (особенно характерно для детей из малообеспеченных семей).
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка (психотравмирующая ситуация в семье или детском коллективе).
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли (упущения в воспитании или неразвитая произвольность).


Конечно, родителям не могут не задуматься: как же так, может, они что-то упустили в воспитании, чего-то недодали ребенку? Однако даже дети из благополучных семей иногда могут «тащить» вещи в супермаркетах или у сверстников. И тут родителям не стоит сразу же обрушиваться с обвинениями на ребенка — лучше попытаться разобраться в причинах его проступка. Ведь не всегда это является злостным антисоциальным поведением или погоней за вещами — иногда корень проблемы может быть в отношениях.


- К каждому случаю детского воровства нужно подходить индивидуально и очень осторожно, - советует Ксения Румянцева. - Как и с дошкольниками очень важно понять мотивы ребенка.
Все же для детей мотив обладания вещью как таковой не является основным. За ним чаще всего скрывается что-то еще: желание привлечь внимание вечно занятых родителей, завоевать авторитет у сверстников, отомстить кому-то. То есть эти проступки обычно связаны со сферой отношений ребенка. Например, мне известен случай, когда мальчик украл у девочки сладости, а потом раздавал их друзьям и всем проходящим мимо ученикам школы. Мальчик был очень непопулярный и таким образом хотел заслужить симпатию окружающих.

В этом возрасте воровство чаще всего связано с проблемами общения и взаимодействия со сверстниками. Могут появляться кражи за компанию, подростка берут "на слабо", либо нужно совершить кражу, чтобы быть принятым в группу. И в этом возрасте чаще подростки уже несут ИЗ дома, а не в дом, то есть появляется кража денег, вещей у родных. Подростки могут страдать от того, что у них низкий статус среди сверстников, и они пытаются его повысить, "присваивая" статусные вещи.

 

А разобравшись в причинах, нудно искать выход. Что же делать родителям в таких случаях? Вот что советует психолог Марина Кравцова:
1. Если ребенок "не пойман за руку", то, невзирая ни на какие подозрения, не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.
2.Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете лишить ребенка уверенности в праве на хорошее отношение окружающих и уверенности в себе.
3. Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что произошло, но не клеймите его словами "воровство", "преступление". Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения проблемы лучше обвинений.
4. Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема (у ребенка вымогают деньги, угрожают, испортил чью-то вещь, а признаться боится и т. п.)
5. Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
6. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу. Желательно, чтобы это сделал сам ребенок, но можно и помочь ему (здесь снова важен индивидуальный подход). В любом случае ситуацию возвращения вещи вы должны продумать и организовать, чтобы она не была слишком травматичной для ребенка.


Очень важно не ограждать ребенка от ответственности за свои поступки. Если ребенок совершил проступок, он должен ощутить его последствия на себе - необходимость извиниться, лишиться каких-то благ (карманных денег, какой-то вещи, расположения родителей), может быть потрудиться, чтобы возместить ущерб. Родители, которые ограждают своего ребенка от ответственности, или еще хуже - выгораживают, покрывают его, оказывают ему, себе и обществу "медвежью услугу", ведь безответственный врослый может натворить гораздо больше бед, чем подросток.

 

- Сложность работы с подростками состоит в том, что они прекрасно знают нормы морали, осознают свое поведение, но быть принятым среди сверстников - настолько важно для них, что это перевешивает все. Поэтому очень важно обеспечить подростку достойное место в группе сверстников, тогда ему не понадобиться утверждаться таким способом, - говорит Ксения Румянцева. - Разговаривать с подростком лучше всего тому взрослому, которому он доверяет. Хорошо, если родителям удалось сохранить со своим чадом доверительные отношения, если нет - ищите в его окружении авторитетного для него взрослого (руководитель кружка, секции, психолог). И попросите его поговорить с подростком на тему воровства (конечно, предварительно подготовив почву).
Ну, и конечно, ответственность за свои поступки должен нести сам подросток.
Думаю, если с раннего детства воспитание было построено правильно, то в подростковом возрасте риск таких проблем минимален.

...

  • 0

Популярное

Последние новости