Наверх

Теплое очарование вятской бересты

Возрастное ограничение:

Изделия чепецкой мастерицы Ирины Домниной

 

Традиционным способам использования бересты нет числа — этот материал всегда был дешевым и доступным для всех слоев общества, а прочность, эластичность и неподверженность гниению делают его практичным и долговечным.

 

 

 

 

 

Вспомним берестяные грамоты Древней Руси, сохранившиеся до наших дней. Берестой покрывали крыши и стены домов, а внутри любого дома можно было найти много берестяной утвари: набирушки, корзины, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды, в коробах хранили крупы и другие продукты, в туесах — ягоды и молоко. Крестьяне носили берестяные лапти, а девушки — берестяные украшения. Младенцы спали в берестяных колыбелях и играли берестяными погремушками. На деревенских гуляниях музыканты играли на берестяных гудках.

 

 

Не только практичность, но и особая красота и позитивная энергетика берестяных изделий делали их неотъемлемой частью жизненного уклада предков. В наше время берестяную утварь редко встретишь в домах — разве что в качестве сувениров. Некоторые современные художники используют бересту в композициях с росписью масляными красками или в сочетании с текстилем, но лишь немногие мастера народных промыслов в наше время хранят древние традиции.

 

 

 

 

Одна из них — Ирина Викторовна Домнина, мастер народных художественных промыслов Кировской области по плетению из бересты и лозы. Ирина Домнина давно живет в Кирово-Чепецке, но ее детские и юношеские годы прошли на Русском Севере, в Сольвычегодске (Котласский район Архангельской области).

 

 

- Еще в дошкольном возрасте я получила первые уроки вязания крючком и на спицах от бабушки и мамы, которые в совершенстве владели этими традиционными женскими рукоделиями. Мама сама пряла шерсть и кроличий пух, из которых потом вязала одежду для всей семьи, - рассказывает Ирина. - В школе у меня появилось новое увлечение – ручное ткачество. Этим видом народного творчества занималась сестра бабушки Нина Сергеевна. Она ткала половики на старинном ручном станке и для себя, и на заказ. Отец, Виктор Михайлович, токарь высочайшего класса, работал как по металлу, так и по дереву. Он и привил дочери интерес и любовь к бересте. Мы жили в старинном доме постройки 19 века, и отец собрал там целую коллекцию плетеной утвари из лозы, бересты, соснового корня, кованых изделий.

 

Ирина Викторовна считает родных главными своими учителями и в ремесле, и в жизни. Кроме бересты, она владеет и техниками плетения из лозы, соломки и рогоза. В основном мастер использует традиционное плетение из лозы и бересты естественной фактуры и цвета. Однако у Ирины есть и немало изделий, выполненных в комбинированной технике - лоза и береста, береста и сосновый корень. Также мастер тонирует бересту натуральным красителем - отваром гриба чаги, получается сочетание двух  контрастных оттенков в одном изделии.

 

 

Ирина Викторовна — активный участник городских и областных мероприятий, проводит мастер-классы как на выставках и ярмарках, так и в чепецком ТО «Анастасия».

(На фото: ярмарка "Медовый спас", Кирово-Чепецк, 2012 год).

 

 

 

Недавно она принимала участие в серии встреч «Мастер — мастеру», где делилась опытом с другими участницами творческого объединения.

 

 

 

- Я считаю, что нужно делиться секретами и наработками с другими мастерами, а не только конкурировать с ними, - делится мнением Ирина Домнина. - Ведь от такого общения выигрывают все. Непременно нужно обучать других людей, растить себе смену - гордиться мастер должен не столько своими работами, сколько работами своих учеников.

 

 

Изделия Ирины Домниной теперь находятся во многих домах России и зарубежья — и это ее вклад в сохранение народных промыслов Вятского края.

 

 

Источники ее вдохновения – старинные образцы народного искусства и природа Кировской области и Русского Севера. По словам Ирины, именно близость к природе пробуждает творческое начало в человекке, учит целостности восприятия предметов и явлений, стремлению к гармонии во всем, пониманию, что все в мире взаимосвязано.

 

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru