Какая группа крови является самым главным признаком дворянского происхождения?
- 25 августа 01:30
- Оксана Переходько

Особой популярностью в интернете и псевдоисторической литературе пользуется легенда о «королевской» крови — четвертой отрицательной (AB Rh–). Ученые-генетики, историки и антропологи, однако, единодушно опровергают эту теорию, раскрывая куда более сложную и демократичную картину человеческой наследственности.
Европейская аристократия, существовавшая в условиях строгой эндогамии (браков внутри узкой социальной группы), действительно сформировала уникальный генетический ландшафт. Заключая союзы в рамках крайне ограниченного круга семей, численность которых редко превышала 0.5% от общего населения, дворянские роды стали своего рода генетическими островами. Это привело к эффекту, известному в биологии как «генетический дрейф» — случайному изменению частот тех или иных аллелей в малой изолированной популяции.
Ярким примером является высокая распространенность резус-отрицательного фактора (Rh–) среди французской знати XVIII века, которая достигала 29%. Однако этот факт — не свидетельство «благородности» гена, а результат изоляции. Схожий показатель (около 32%) наблюдается у басков — народа с совершенно иной социальной историей, но также долгое время существовавшего в условиях замкнутости. Таким образом, редкость признака объясняется не статусом, а демографической историей популяции.
Миф о четвертой отрицательной группе крови (AB Rh–) как о признаке древней знати не выдерживает проверки хронологией. Группа крови AB, по данным палеогеномики, возникла относительно недавно, не ранее VIII-IX веков нашей эры, в результате масштабных миграций и смешения народов с группами A и B. Европейская аристократия к этому времени уже давно сформировалась. Более того, аллель B, необходимый для формирования группы AB, имеет азиатское происхождение и попал в Европу в том числе через миграции, которые традиционная аристократия не считала «благородными».
Резус-отрицательность — это мутация, приводящая к отсутствию определенного белка на поверхности эритроцитов. Ее единственное известное эволюционное преимущество — возможная устойчивость к некоторым паразитарным заболеваниям, like токсоплазмозу, что никак не связано с титулами и гербами.
Решающий удар по мифу наносят исследования исторической ДНК. Анализ останков представителей правящих династий показывает полное генетическое разнообразие:
-
Людовик XVI из династии Бурбонов имел группу крови A(II) Rh+.
-
Ярослав Мудрый, великий князь киевский из рода Рюриковичей, — 0(I) Rh+.
Крупные генетические проекты, такие как EURO-DNA Project, демонстрируют, что среди европейской знати прошлого наиболее распространенной была как раз группа крови 0(I), та самая, что обнаружена у неандертальцев и которая является самой частой в мире. Частота же желанной AB Rh– среди дворянства была статистически мизерной и уступала, например, некоторым коренным народам Севера.
Современный проект «Nobility DNA», изучивший сотни образцов из аристократических захоронений, окончательно подтвердил: не существует уникальной «дворянской» генетической подписи. Преобладающие у знати гаплогруппы (глубокие генетические маркеры родословной) в точности совпадают с теми, что встречаются у фермеров, ремесленников и рыбаков из тех же регионов. Знаменитая габсбургская челюсть — результат не «благородной крови», а накопления вредных рецессивных аллелей из-за близкородственных браков.
Почему же миф так живуч? Его устойчивость коренится в психологии. Людям свойственно искать простое биологическое объяснение сложным социальным конструкциям. Идея о «голубой крови» создает иллюзию естественного и неизменного порядка вещей. Кроме того, работает когнитивное искажение: мы охотнее замечаем и запоминаем информацию, которая подтверждает наши убеждения (например, случай знатной особы с AB Rh–), игнорируя множество противоположных примеров.
Научные данные свидетельствуют: генетика крови не знает сословий. Кровь крестьянина и кровь короля подчиняются одним и тем же биологическим законам. Истинное nobility (благородство), как напоминает нам история, определяется не молекулами на поверхности эритроцитов, а поступками, культурой и выбором человека. Генетика, разрушая мифы, выступает не против аристократии как исторического явления, а за фундаментальное равенство человеческой природы.
Читайте также:
- Как не надо называть свою кошку: имена, которых лучше избегать
- Живая изгородь, которая будет радовать из года в год: 6 лучших многолетников - такие красивые, что глаз не оторвать
- Обязательно ли снимать кожицы со шляпок маслят: запомните раз и навсегда
- Смешиваю стакан кефира и фарш: на выходе получаю гору вкуснейших ленивых беляшей
- Почему нельзя мыть посуду в гостях - запомните раз и навсегда