Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Почему советские ткачихи возненавидели фильм «Одиноким предоставляется общежитие» (6+)

Почему советские ткачихи возненавидели фильм «Одиноким предоставляется общежитие» (6+)Скриншот из фильма «Одиноким предоставляется общежитие» (6+)

На экраны стали выходить ленты, которые без прикрас говорили о самом сокровенном: одиночестве, поиске второй половинки и желании простого человеческого счастья. Именно в этом контексте в 1984 году появилась картина Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» 12+, которая моментально стала культурным явлением и предметом ожесточенных споров.

Идея фильма родилась у сценариста Аркадия Инина почти случайно. Его внимание привлекли газетные объявления под рубрикой «Ищу друга жизни», которые подавали молодые, на его взгляд, женщины 28-30 лет. Это показалось ему симптомом большой социальной проблемы, скрытой за фасадом благополучного общества. Чтобы погрузиться в тему, Инин провел две недели в общежитии московского станкостроительного завода, наблюдая за бытом и разговорами его обитательниц. Так из реальных впечатлений и родился сценарий, центральной фигурой которого стала незамужняя сваха Вера Голубева — персонаж, впрочем, абсолютно вымышленный.

На эту роль Инин сразу видел Наталью Гундареву, которая к тому времени уже блистала в его проекте «Однажды 20 лет спустя» 0+. Режиссер Самсон Самсонов поддержал этот выбор, а на роль моряка Виктора без проб утвердил харизматичного Александра Михайлова, чей настоящий опыт плаваний придал образу достоверность. Интересным оказался и образ строгой воспитательницы Людмилы в исполнении Тамары Семиной, которая смогла отойти от амплуа идеальных героинь.

Съемки проходили в двух локациях. Натуру — сцены у проходной и в цехах — снимали на Ивановском ткацком комбинате, что было логично для истории о ткачихах. Работницы предприятия с таким энтузиазмом участвовали в массовке, что даже устроили давку у проходной, пытаясь попасть в кадр рядом с известными актрисами. Интерьеры же общежития воссоздали в павильонах «Мосфильма», а бесконечные коридоры и лестничные пролеты снимали в одной из московских школ.

Сам процесс съемок был очень живым и импровизационным. Инин постоянно находился на площадке и правил сценарий прямо по ходу дела, вычеркивая длинные нравоучительные монологи Веры. Он понял, что игра Гундаревой, ее взгляды и паузы говорят красноречивее любого текста. Это решение сделало героиню не назойливой моралисткой, а глубоко одинокой, ранимой и по-настоящему доброй женщиной. Знаменитую сцену с арбузом, которую принес на новогодний праздник герой Фрунзика Мкртчяна, тоже не было в первоначальном сценарии — это была блестящая импровизация самого актера.

Премьера фильма стала событием, которое раскололо аудиторию. На «Мосфильм» хлынул поток писем. Одни благодарили за смелость и трогательную историю, другие — возмущались и «решительно осуждали». Особенно громко протестовали реальные ткачихи из Иваново, которые коллективно писали, что «ничего подобного у нас нет» и что картина оскорбляет достоинство советской женщины. Многие одинокие женщины признавались, что фильм — правдивый и современный, но после его просмотра «жить не хочется». Признаться в своем одиночестве и желании быть любимой в эпоху, где нужно было мечтать о «великом», было актом гражданского мужества.

Несмотря на споры, у фильма оказалась счастливая судьба. Его посмотрели более 25 миллионов зрителей, Наталья Гундарева была признана читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой года, а картина получила несколько кинонаград. Прошло более 40 лет, но эта лирическая комедия продолжает быть востребованной. Ее смотрят и пересматривают, находя в ней не просто ностальгию по ушедшей эпохе, но и вневременную историю о том, что поиск любви и тепла — это не «неприлично», а абсолютно естественно для человека в любом обществе.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости