Недостойно: за что советские ткачихи возненавидели фильм «Одиноким предоставляется общежитие» (6+)
- 19 августа 20:00
- Оксана Переходько

Однако сорок лет назад реакция на картину была неоднозначной, а среди зрительниц, чью жизнь она якобы отражала – ткачих – разразилась настоящая буря возмущения. Почему же комедия, задуманная с симпатией, вызвала такую обиду?
Контекст: Личное против общественного
Начало 80-х в советском кино ознаменовалось смещением фокуса. Если раньше на первом плане были трудовые подвиги и общественное благо, теперь режиссеры все чаще обращались к частной жизни, проблемам любви и одиночества. Фразы вроде "Одинокая женщина – это неприлично!" (из фильма «Родня» (0+), 1982 г.) или "Одинокий не может быть счастливым. Нет ничего хуже одиночества!" (устами Натальи Гундаревой в «Одиноким предоставляется общежитие») витали в воздухе, отражая социальное давление на тех, кто не вписывался в рамки традиционной семьи.
Замысел: От газетных строчек – к сценарию
Идея картины родилась у сценариста Аркадия Инина благодаря маленьким газетным объявлениям. "Женщина старше 40 желает найти друга жизни..." – такие строки казались ему одновременно смелыми и трагичными. Увидев, что в поисках пары через газеты признаются даже молодые женщины 29-30 лет, Инин понял: это не частные случаи, а большая социальная тема. Будучи профессионалом, он погрузился в среду: две недели прожил в общежитии московского станкостроительного завода, наблюдая за бытом и разговорами работниц. Так родился образ Веры Голубевой – заводской свахи, персонажа вымышленного, но ставшего символом отчаянной борьбы с одиночеством. Инин сразу видел в этой роли Наталью Гундареву, покоренную ее игрой в их предыдущем совместном фильме «Однажды 20 лет спустя» (0+).
Съемки: Иваново, "Мосфильм" и импровизация
Логика подсказывала снимать производственные сцены в Иваново – городе с давними текстильными традициями и печально известным гендерным дисбалансом. Работницы комбината встретили съемочную группу с энтузиазмом, мечтая попасть в кадр. Сцены в цехах снимались с их активным участием. А вот интерьеры общежития создавались на «Мосфильме» и в одной из московских школ.
Инин постоянно дорабатывал сценарий прямо на площадке, смело вычеркивая длинные назидательные монологи Веры. Он понял, что игра Гундаревой передает все необходимые эмоции без лишних слов. Освободившееся место заняла импровизация. Фрунзик Мкртчян, гениально сыгравший мужа кулинарно бездарной Ниночки, сам придумал свои знаменитые реплики про яичницу и новогодний арбуз. Интересно, что роль Ниночки изначально предназначалась Елене Драпеко, но актриса честно признала: сваха Вера – не ее амплуа. Так появился новый персонаж.
Разрыв: Почему ткачихи сказали "Не верю!"
Премьера в Доме кино расколола мнения. Одни хвалили смелость и талант актеров, другие возмущались: "Не о том думаете!" Но настоящий шквал обрушился после всесоюзного проката. На студию «Мосфильм» хлынули письма, часто коллективные, под десятками подписей. Особенно громко звучали голоса работниц ткацких фабрик Иваново. Их возмущение сводилось к главному: "Ничего подобного у нас нет!" и "Фильм оскорбляет достоинство советских женщин!"
Корень обиды:
-
Карикатурность вместо правды: Ткачихи увидели в героинях не себя, а унизительный стереотип. Им казалось, что фильм сводит их жизнь к отчаянной, почти комичной охоте за мужчиной любой ценой, подчеркивая их якобы "ущербность" из-за отсутствия семьи. Образ Веры-свахи, активно вмешивающейся в личную жизнь, воспринимался как намек на всеобщую озабоченность этим вопросом в их среде.
-
Игнорирование профессионализма: Картина практически не показывала их как квалифицированных работниц, уважаемых в своем деле. Акцент на личных проблемах заслонил трудовую сторону их жизни, которая была для них предметом гордости.
-
"Позор" для города: Иваново и так страдало от штампа "город невест". Фильм, по мнению его жительниц, лишь закрепил и усилил этот уничижительный образ, выставив их отчаянными и "несчастными" в личном плане.
-
Неуместный смех: То, что создатели сняли комедию на болезненную для многих тему, было воспринято как кощунство. Женщины, действительно сталкивающиеся с трудностями в устройстве личной жизни из-за специфики работы и демографии региона, не увидели в этом повода для смеха. Для них это была драма, а не материал для анекдота. Фраза Веры о том, что "одинокий не может быть счастливым", прозвучала как приговор, а не как повод для веселья.
Парадокс и наследие
Ирония судьбы в том, что Инин и Самсонов искренне хотели рассказать о проблеме, вызвать сочувствие. Но их художественное преувеличение и комедийная форма были восприняты самой аудиторией, к которой они обращались, как искажение и насмешка.
Несмотря на скандал, судьба фильма сложилась счастливо. Он собрал огромную аудиторию (около 25 млн зрителей), получил награды, а Наталья Гундарева была признана актрисой года. Сегодня «Одиноким предоставляется общежитие» (0+) смотрят уже без прежней боли и гнева, ценя блестящие актерские работы, теплоту и узнаваемость человеческих характеров. История же с возмущением ткачих остается важным уроком о тонкой грани между изображением реальности и ее восприятием теми, кого коснулась камера. Иногда самая искренняя попытка рассказать чью-то историю может больно ранить, если герои не узнают в экранном отражении свое достоинство.
Читайте также:
- Родственник рыжика - плотный, сладкий и мясистый: грибники его не собирают, а зря!
- Научили готовить Кубанский соус на зиму - покупного кетчупа не нужно: густой и очень ароматный
- Что засыпать в дачный туалет, чтобы все растворилось: лучшие средства от запаха и отходов
- Почему нельзя мыть посуду в гостях - запомните раз и навсегда
- Какие 3 запаха для кошек являются непереносимой вонью