Сели ночью в поезд, а место занято: как с узбечкой нижнюю полку не поделили - щекотливая история от путешественника
- 24 июля 11:30
- Ксения Узлова

Ночная драма в узбекском поезде
Всё началось в глубокой ночи. Бухара осталась позади, её узкие улочки и пряный воздух всё ещё держали в голове. В 4:00 утра мы должны были отправиться в Хиву. Казалось бы, обычный ночной переезд — сесть, улечься, поспать до утра. Но поезд "Бухара — Хива" приготовил автору сюрприз.
Спящая красавица в плацкарте
Собираться пришлось в темноте — ни вокзал, ни вагон не предполагали удобств. Вагон погружён в полную темень, проводника нет, свет не горит. Мы включаем фонарики на телефонах, чтобы найти свои места: боковые верхняя и нижняя полки. Надеялись, что хоть немного выспимся до прибытия.
Но когда нащупали своё ложе, обнаружили на нём... спящую бабушку. Настоящую. Укутанную, безмятежную, явно не ожидавшую гостей.
Проводник-призрак и дело принципа
Где проводник? Никто не встречает, не проверяет билеты, не разруливает конфликт. Отчаявшись, идём в служебное купе. Там — дремлющий парень, который уверяет: «Дед сейчас будет». И действительно, из темноты появляется проводник — кругленький, весёлый, с неизменной узбекской вежливостью.
Мы объясняем ситуацию: место наше, билеты куплены заранее. Он кивает и ведёт нас к бабушке.
Легенда узбекских поездов: бабушка, которая не смогла
Оказалось, бабушка действительно купила билет, но — на верхнюю полку. Забраться туда ей не под силу. Поэтому проводник по-тихому дал ей нашу нижнюю, рассчитывая, что как-нибудь договоримся. В общем, «доброе дело» сделал — чужими руками.
Диана должна была спать внизу, но теперь, выходит, придётся лезть наверх. А это не шутка — в этом древнем поезде нет ни лестниц, ни поручней. Лишь крошечные выступы, которые годятся разве что для акробатов.
Испытание совестью на скорости 60 км/ч
Стоим в нерешительности: на одной стороне — комфорт жены, на другой — пожилой человек. Проводник только плечами пожимает, да намекает, что внизу полно стариков (спойлер — нет). Бабушка, в свою очередь, продолжает сидеть на чужой полке, будто ничего не происходит.
Диана сдаётся:
— Ладно, едем сидя.
Мы выдвигаем стол, собираемся ночевать как попало. И тут происходит чудо: один из парней соглашается уступить нижнюю полку бабушке. Все облегчённо вздыхают, свет выключается, поезд уходит в темноту.
Утро в пустыне, чай в поезде и торговля на колёсах
С первыми лучами солнца просыпаемся от гомона. Люди заваривают чай в привезённых из дома чайниках, расстилают лепёшки, болтают. За окном — бесконечная пустыня, редкие кишлаки и хлопковые поля.
У нас — скромный завтрак: растворимый кофе и консервированная тушёнка. Зато в вагоне — кипит торговля: кто-то предлагает орешки, кто-то сладости, покупают бойко.
Хива? Нет, это Ургенч!
Уже под конец пути начинается новая глава: увидев, что все собираются выходить, мы тоже хватаем рюкзаки и спешим к дверям. На перроне читаем надпись: «Ургенч». Паника.
— Мы Хиву проспали?!
Бежим к проводникам. Те смеются:
— Спокойно, это не ваша остановка. Следующая — Хива.
Возвращаемся в вагон, пустой, будто весь состав вымер. Осталось полчаса, поезд мчит сквозь хлопковые поля. И только в Хиве, когда ступаем на перрон, становится по-настоящему спокойно.
Финал? Не совсем
В гостинице нас встречают с неожиданной новостью: бронь не увидели, мест нет. Отправляют в другой отель. Слишком много событий для одной ночи, но зато — впечатлений на всю жизнь.
Путешествия по Узбекистану в поезде — это не только способ перемещения, но и настоящее приключение. Если вам доведётся ехать из Бухары в Хиву — готовьтесь ко всему. И, конечно, не забывайте делиться такими историями с друзьями — пусть знают, что настоящие поездки не похожи на глянец из туристических буклетов.
Читайте также: