Ребенок принес домой чужую вещь

У вашего чада появляются игрушки и всякие мелочи, которые вы ему не покупали, а родственники не дарили

 

Но ребенок утверждает, что это «подарки». Это повод для родителей задуматься и принять меры. Может быть, ребенок  взял вещь в гостях или прихватил домой игрушки других детей со двора или из детского сада. Как распознать ложь и объяснить, что так делать нельзя, что не все вещи на свете - его? Какие мотивы могут заставлять ребенка так делать?


Мнение специалиста.
- Научить ребенка уважительно относиться к чужим вещам — задача родителей, - говорит Ксения Румянцева, педагог-психолог Кирово-Чепецкой санаторной школы-интерната. - Именно от их поведения зависит формирование отношения ребенка к этому вопросу. В раннем возрасте детей слово «воровство» вообще неприменимо — это, скорее, незнание ребенком понятия «собственность». Молодым родителям полезно читать литературу по возрастной психологии. Но если такие случаи повторяются несмотря на наставления родителей — это повод обратиться к психологу за индивидуальной консультацией.

А чтобы давать правильные наставления, папам и мамам важно не только сохранять спокойствие и доброжелательность, но и учитывать возраст ребенка.

- До трех лет ребенок еще не полностью отделяет себя от окружающего мира, - отмечает Ксения Румянцева. - Если он на прогулке поиграл совочком или машинкой другого ребенка и прихватил игрушку с собой, то это совершенно естественно для такого крохи. Все предметы, которые попадают к нему в руки, как бы становятся продолжением его самого. Он просто не может отделить понравившийся ему предмет от себя. Мировосприятие такого ребенка можно выразить такой фразой: "Все, что мне нравится, все, что я люблю - это я". Именно поэтому же маленьким детям очень трудно делиться чем-то (например, игрушками). Это все равно как если бы взрослому сказали: "Дай мне твою руку попользоваться. Я недолго поиграю и отдам".

Это не значит, что надо равнодушно смотреть на то, как ваш ребенок ссорится из-за какой-либо вещи с другим или прихватывает с собой игрушки из гостей. Воспитание - процесс, который, раз начавшись не заканчивается никогда. В этом возрасте родителям необходимо быть рядом с ребенком и учить его играть с другими детьми. В том числе и делиться, обмениваться игрушками, договариваться. Конечно, нужно быть готовым к тому, что быстрого результата не будет. Но пример родителей, их наставления, если они систематические и сделаны с любовью (а не с раздражением и злобой), никогда не пропадают зря.

Практический совет детского психолога молодым родителям. Например, ребенок взял чужую игрушку и не выпускает из рук. Для таких маленьких детей действенным способом является только переключение на другой интересный объект, занятие. Попытайтесь найти такое занятие, чтобы ребенок волей-неволей выпустил игрушку из рук (покачаться на качели, где нужно крепко-крепко держаться; собрать большой букет одуванчиков; настряпать 10 «куличиков»). Главное, чтобы это занятие было привлекательным для ребенка.


- Дошкольники 3-6 лет уже понимают, что не все вещи принадлежат им, - продолжает Ксения Румянцева. - Они знают, что есть их личные вещи (игрушки, одежда, тарелка, чашка). Обычно к своим вещам они относятся очень ревностно и протестуют, если кто-то берет их без спроса. Знают дети и то, что есть вещи других людей: учебники старшего брата, мамина косметичка, папины инструменты. В этом возрасте детей вполне уже можно и нужно приучать к тому, что все чужие вещи (в том числе и мамины, папины и др.) можно брать только с разрешения хозяина. Опираться здесь можно как раз на эмоции самого ребенка: «Помнишь, когда братик взял поиграть твою машинку без спроса, ты очень рассердился, обиделся, даже заплакал? Когда ты берешь его карандаши без спроса, ему тоже бывает обидно до слез».

И все-таки нужно быть готовым к тому, что ребенок однажды принесет из детского сада куклу, машинку или еще что-то и будет утверждать, что ему это подарили. Не торопитесь уличать его во лжи! Желания ребенка в этом возрасте могут быть сильнее его. Да, он очень хотел бы иметь такую вещь, она его притягивает, и вот - он сам верит в то, что ему ее подарили. Не заламывайте руки и не называйте своего ребенка вором! Великий педагог Януш Корчак говорил: «Ребенок имеет право украсть, но ребенок не имеет права красть». То есть от того, насколько правильно мы поведем себя в самом первом случае, зависит то, станет ли он единственным или превратится в привычку. Нужно ненавязчиво выяснить у ребенка, чем его привлекла эта игрушка (она красивая, новая, интересная, у кого она, с тем все играют и так далее), и вы поймете мотивы поступка ребенка.

Практический совет. Нужно сказать ребенку: «Я понимаю, что тебе очень понравилась эта кукла, потому что она модно одета. Но это кукла Лены. Представляешь, как она расстроилась, когда не нашла свою куклу? Помнишь, ты потеряла своего мишку. Как ты плакала! Давай вернем Лене куклу. Знаешь, как она обрадуется!». И конечно, нужно вернуть «подаренную» вещь вместе с ребенком. Возможно, говорить и извиняться за него будете вы, но очень важно, чтобы ребенок был вместе с вами, участвовал в самом про цессе извинения. Эмоция стыда считается положительной эмоцией. И, возможно, именно это станет той прививкой, которая убережет ребенка от повторных неприятностей.

...

  • 0

Популярное

Последние новости