Вот она - с блинами и с гуляньями, встречайте - Масленица!

Вот она - с блинами и с гуляньями, встречайте - Масленица!

В 2014 году начало масленичной недели выпадает на 24 февраля 

Масленица изначально – старинный языческий праздник проводов зимы и встречи весны. Отсюда и главный ее символ – блины: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ пробуждающегося Солнца, дарителя жизни. Поесть блинов – значит принять с себя частичку солнечной силы. В честь солнца когда-то пекли пресные лепёшки, а потом научились  ставить заквасное тесто и стали печь блины. По мнению историков, в древности Масленица была связана именно с днем весеннего солнцеворота.

 

С принятием на Руси христианства в Х веке появились новые, церковные праздники, исчезли многие языческие традиции. Но Масленица осталась одним из любимейших народных праздников, ее продолжали отмечать удалыми широкими гуляниями: обилием еды и питья, песниями и плясками, катанием с гор и на тройках, потешными боями, сооружением и сжиганием  масленичного чучела. Только в христианской Руси Масленица стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

В православном календаре праздничная неделя – Сырная седмица – следует за воскресным днём Мясопустной седмицы, когда вспоминают о Страшном суде. По православному церковному Уставу предписывается воздерживаться от мяса, но не от рыбы и молочных продуктов. Причём неделя  - "сплошная", обычный пост в среду и пятницу отменяется. Православная традиция тоже предполагает в эту неделю обильную и сытную пищу и веселье. А блины на Масленицу пекут каждый день с понедельника.  Но главная христианская составляющая масленицы - это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому Посту и покаянному пути к Богу .

У каждого дня масленичной недели есть название (иногда – не одно) и свои обряды. В наше время это – смесь языческих и православных традиций.

Первый день Масленицы. Встреча.
Начало Узкой Масленицы. Зажиточный люд начинал неделю посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
На площадях устраивали горки, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило – нажить себе несчастья, поэтому народ веселился изо всех сил. Дети катались с горок, ходили по домам и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!». Хозяева выносили им старое тряпье, а дети несли все это на высокое место, таскали хворост и зажигали костер - «масленку». Потом вокруг костра плясали и пели: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы. Заигрыши.
Во вторник начинались разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи  имели и тайную цель – сватовство, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбы. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения шли на игрища, горки, качели,  где молодежь присматривала себе невест-женихов. Зазывали Масленицу словами: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!».
Самое любимое дело на Масленицу – кататься на корежках (обледенелых досках). Корежки заменяли санки. Дети и взрослые также катались на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем). Малыши катались на дощечках-ледянках (ладейках) и даже на снопах соломы и старых телячьих кожах. Была примета: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться.

Третий день Масленицы. Лакомка.
В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины бывали разные: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста, простые и с припеком – чем больше, тем лучше. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно ("сколько раз собака хвостом махнет").
На Лакомку тещи приглашали зятьев на блины, созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу; разыгрывали фарсы про зятьев и тещ, иногда - с наряженным медведем.

Четвёртый день Масленицы. Разгул (другие названия: Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток).
Начало Широкой Масленицы, середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В четверг начинался широкий разгул с утра до вечера: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, „поезд“: на огромным санях ставили столб с колесом, на колесо сажали мужика-балагура с вином и калачами, а вслед "поездом" с песнями тянулся народ. Возили по улицам чучело Масленицы и колядовали: ряженые ходили от дома к дому и пели, выпрашивая угощение: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!".Молодоженов сажали в сани и спускали с горы, заставляли при всех целоваться, а кто отказывался – сталкивали в снег и за­сыпали по самую шею.
Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. Сходились на реке, бились «сам на сам» (поединок) или «стенка на стенку» (там могло быть и сто человек). По правилам, нельзя было прятать в рукавицу утяжеление, бить ниже пояса и по затылку.

Пятый день Масленицы. Тёщины вечерни (или вечерки).
В  пятницу, на тещины вечерки, зятья звали тещ на угощение – блины и сладости. "У тещи зятек – любимый  сынок", «хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». Приглашения бывают почетные, со всею роднею к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем больше почестей теще.
А девушки пекли блины и в полдень выносили их на горки в миске на голове. Парни торо­пились отведать угощения, посмотреть: добрая ли хозяйка из девки выйдет?

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.
В субботу, на золовкины посиделки, молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная должна была одарить сестер мужа подарками. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц. Если подруги были замужем, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Считается, что само слово "золовка" – от  слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно, что отражено и в сказках.
Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Седьмой день Масленицы. Проводы (также называется Целовник, Прощённый день, Прощёное воскресенье).
В последний день Масленицы новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.
В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». Отвечать полагалось: "Бог простит". Прощание завершалось поцелуем и низким поклоном.Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, а православные очищали душу перед Великим постом.
После обеда - собирались в церковь к вечерне, которая открывала Великий Пост.

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. Вечером же с почестями за околицей сжигали соломенное чучело Масленицы – символ  прошедшей зимы. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и отвечают: «Бог простит». С этого дня начинаются великопостные службы. На следующую неделю иногда проводились «тужилки по Масленице».

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости