Села батарея: что делать в разных ситуациях — практичный гайд для водителей
- 5 ноября 14:15
- Александр Белый

Если при попытке завести автомобиль слышится лишь щелчок, тускнеют лампы или стартер безрезультатно крутит — вероятно, аккумулятор разрядился.
В прошлом, в эпоху автомобилей с ручным запуском, проблему решали с помощью заводной рукоятки, вставляемой в паз коленчатого вала. Сегодня такие методы остались в прошлом, но современные способы запуска двигателя при слабом аккумуляторе существуют и вполне доступны — главное, действовать в соответствии с типом транспортного средства и условиями.
Если автомобиль оснащён механической коробкой передач, можно попробовать запустить двигатель с толкача. Для этого необходимо включить зажигание, поставить коробку в нейтральное положение и попросить помощников подтолкнуть машину. Когда скорость достигнет 5–10 км/ч, быстро включают вторую или третью передачу и резко отпускают сцепление — при удачном стечении обстоятельств двигатель заведётся. В этом случае важно сразу же снова выжать сцепление, чтобы избежать резкого торможения мотором. Если кто-то предлагает буксировать автомобиль, это также допустимый вариант — главное, чтобы при этом не было резких рывков.
В случае с автоматической коробкой передач метод «с толкача» не работает: конструкция АКПП не позволяет передавать крутящий момент от колёс к двигателю. Здесь единственный надёжный способ — «прикуривание» от другого автомобиля. Для этого используются специальные пусковые провода с толстыми медными жилами, способными выдерживать высокий ток. Плюсовые клеммы обоих аккумуляторов соединяют между собой, затем минусовую клемму «живой» батареи подключают к массе автомобиля с севшим аккумулятором — например, к кузову или двигателю, но не к его минусовой клемме. После запуска двигателя помощника, через несколько минут можно попытаться завести свою машину. Не рекомендуется использовать для этого автомобили такси — у водителей редко есть подходящие провода, а сама процедура без них невозможна.
Если в наличии есть портативный пусковое устройство — бустер, его можно использовать независимо от типа коробки передач и наличия других участников. Главное условие — бустер должен быть полностью заряжен. Перед использованием в холодную погоду его стоит немного согреть — при низких температурах ёмкость литий-ионных аккумуляторов в таких устройствах снижается. Подключение выполняется по той же схеме, что и при прикуривании: плюс к плюсу, минус к массе, с соблюдением инструкции производителя.
Если аккумулятор сел рядом с домом, а погода морозная, можно попробовать восстановить его работоспособность теплом. Аккумулятор аккуратно снимают с автомобиля и на 30–40 минут помещают в тёплую воду — не кипяток, но достаточно горячую, чтобы не замерзнуть. Тепло временно повышает внутреннее сопротивление и позволяет батарее отдать больше энергии. В это время можно подключить её к слабому зарядному устройству — совмещение тепла и подзарядки ускоряет восстановление. После этого аккумулятор устанавливают обратно и пробуют завести двигатель.
Если неприятность произошла на автодороге — например, на М-4, М-11 или другой платной трассе — следует воспользоваться службой экстренной помощи, номер которой указан на въездных талонах или электронных табло. На таких магистралях система мониторинга быстро фиксирует остановившиеся транспортные средства, и сотрудники прибывают в кратчайшие сроки, даже если автомобиль не стоит на специально отведённой площадке. Следует не стесняться обращаться за помощью: сегодня почти у каждого водителя есть бустер, пусковые провода или хотя бы знакомый, который готов поддержать. Такие ситуации — не повод для стыда, а возможность научиться быть готовым. Каждый, кто когда-либо помогал другому, в будущем может оказаться в ситуации, когда именно эта помощь станет решающей.
По материалам Дзен-канала "За рулем".
Читайте также: