«Бывшие осужденные подходят ко мне на улице»: психолог колонии о непростой службе

«Бывшие осужденные подходят ко мне на улице»: психолог колонии о непростой службепредоставлено героиней публикации

В интервью Виктория Арасланова рассказала о своем опыте и рабочих буднях

31 октября профессиональный праздник отмечают работники СИЗО и колоний. О 12-летнем стаже в уголовно-исполнительной системе и рабочих буднях рассказала психолог колонии-поселения №21 УФСИН России по Кировской области Виктория Арасланова.

Начало службы. Работаю в колонии с 2008 года. Изначально работала специалистом по социальной работе с осужденными. В 2011 году ввели должность психолога, ее я и заняла, имея высшее образование по специальности «Психология». Почему выбрала этот путь? Наверное, хотела пойти по стопам папы — он военный, служил в строительных войсках Кирово-Чепецка 20 лет. Родственники сразу одобрили мой выбор.

Отношение к осужденным. Сначала мне было сложно, страшно, все-таки работаешь с осужденными. Со временем я поняла, что осужденные — это такие же люди, как и мы с вами: у каждого свои судьба, характер, свое мышление. Просто где-то они оступились, нарушили закон, как говорят, «преступниками не рождаются, ими становятся».

Преступления. В нашей колонии отбывают наказание впервые осужденные. В основном в колонию-поселение попадают за неуплату алиментов, за ДТП. Среди осужденных есть и мужчины, и, как это ни печально, женщины. Много тех, кто совершил аварию пьяным.

Портрет осужденного. Проанализировала личность осужденного и сделала вывод, что среднестатистический «алиментщик» имеет среднее образование, возраст 35-37 лет, чаще не женат или в разводе, житель сельской местности, не имеет интересов, хобби, имеет отклонения в нравственной сфере, злоупотребляет алкоголем, редко — наркотиками.

Боязнь психологов. Часто осужденные путают психолога с психиатром. Психолог, в отличие от психиатра, работает со здоровыми людьми, не ставит диагнозов, не выписывает лекарства. Многие также боятся психологов, считая, что он «вывернет наизнанку» всю душу. Это не так. Необходимо понимать, что задача психолога — просто помочь.

Зависимость. Многие из осужденных страдают алкогольной зависимостью. Примерно в 80% случаях причиной совершения преступлений становится алкоголь, поэтому, на мой взгляд, борьба с преступностью немыслима без борьбы с пьянством. Алкоголики не стремятся отвечать за поступки и бегут от проблем, они не способны противостоять трудностям. Люди не могут и не хотят терпеть душевную боль, неудачи. Им проще напиться и уйти от трудностей. Как следствие: развод, лишение родительских прав, потеря работы, задолженность по алиментам, судимость.

Отказ от УДО. Запомнился один осужденный из Кирово-Чепецка, срок лишения свободы у него был год: за предоставление помещения для потребления наркотиков. Сам наркотики не употреблял, но был пьющим. Пил каждый день в течение шести лет, а ему всего 32 года... Он считал, что его осудили ни за что. Вел себя агрессивно, грубо разговаривал. Пришлось приложить немало усилий, чтобы стабилизировать его состояние, чтобы он осознал наличие зависимости. Через полгода у осужденного наступило право подачи ходатайства на условно-досрочное освобождение (УДО). Когда спросила, будет ли он использовать это право, была удивлена его ответу: «Нет, ни за что! Я только начал понимать, что зимой падает и скрипит снег, весной распускаются листья деревьев, бегут ручейки... Ведь на протяжении шести лет я ничего этого не видел, не замечал…». Прошел год. При освобождении он пришел ко мне в кабинет, извинился за свое поведение, пообещал, что никогда больше пить не будет. Почему-то хотелось ему верить. Спустя время со мной поздоровался молодой человек, я его не сразу узнала. Только после того, как он с улыбкой на лице назвал свою фамилию и имя, поняла, что сейчас это другой человек: здоровый, опрятный. Он шел с девушкой и катил детскую коляску. Дочь.

Исправляются не все. Был случай, обратный этой ситуации: осужденный отбывал наказание 2 месяца. До осуждения часто пил. Как-то иду с работы, слышу, кто-то кричит: «Виктория Васильевна, подождите». Подбежал ко мне пьяный мужчина и говорит: «Вот видите, я пил, пью и буду пить, вы не смогли меня исправить». Я ему сказала, что им правит не разум, а алкоголь, и он молча ушел. Бывает, что в колонию поступают семейные «династии»: сначала отец, потом сын, или сначала мать, потом дочь. И это печальная статистика. Дети повторяют судьбу родителей, семейная модель поведения родителей берется за образец.

Советы. О профессии психолога можно рассказывать долго, она очень интересная, а когда видны положительные плоды работы, это дает подъем сил. Если я смогла помочь хоть одному человеку, значит, выбрала правильную профессию. Хочется до всех донести: алкоголь – это не решение проблем, а их начало. Пожалуйста, правильно воспитывайте своих детей, вырабатывайте своим примером правильную модель поведения.

Виктория Арасланова в 2020 году награждена благодарственным письмом Законодательного Собрания Кировской области за многолетнюю добросовестную службу, заслуги в укреплении законности и правопорядка, имеет благодарность Директора ФСИН России, благодарность начальника УФСИН России по Кировской области.

...

  • 0

Популярное

Последние новости