Progorod logo

Почему советские дороги не посыпали едкими реагентами, а проблем не было: рассказываю простыми словами

10:15 12 декабряВозрастное ограничение16+
prochepetsk.ru

Современного автовладельца зимой преследует знакомая картина: коричневые разводы на кузове, быстро ржавеющие пороги и постоянное ощущение, что машину словно окунули в агрессивный раствор. Виной всему — противогололедные реагенты, ставшие неотъемлемой частью зимнего содержания дорог. Возникает резонный вопрос: как справлялись со снегом и льдом в СССР, где кузова машин были куда уязвимее к ржавчине, а понятия «омывайки» и частых моек не существовало? Ответ кроется не в одном чудесном средстве, а в целой системе, основанной на иных приоритетах.

Три столпа советской зимней дороги: труд, песок и осознанность

Подход к зимнему содержанию дорог в советское время кардинально отличался от современного. Он опирался на три основных принципа, которые сегодня кажутся архаичными, но тогда работали как часы.

1. Приоритет механической уборки, а не химического плавления. Главной задачей коммунальных служб было не растопить лед, а физически убрать снег с дорожного полотна до того, как он превратится в плотный накат. На улицы выходили целые армады снегоуборочной техники на базе грузовиков ЗИЛ и ГАЗ с отвалами. Снег не сдвигали к обочинам, создавая сугробы, а грузили в самосвалы и вывозили на снегоплавильные пункты или специальные полигоны. Работа начиналась с первыми хлопьями снега и велась посменно, почти круглосуточно.

2. Абразивы вместо реагентов: песок и пескосоль. Если наледь все же образовывалась, в ход шли не жидкие хлориды, а сыпучие материалы. Основным средством была обычная песчано-солевая смесь в пропорции примерно 9:1. Песок выполнял роль абразива, мгновенно повышая коэффициент сцепления колес со льдом. Небольшая доля технической соли (хлорида натрия) слегка подтапливала верхний слой льда, помогая песку в него вмерзнуть и не быть мгновенно сметенным колесами. Песок был дешев, доступен и, в отличие от современных реагентов, не вызывал коррозии. Он не «съедал» лед, а делал его шершавым и безопасным.

3. Другой ритм жизни и ответственность водителей. Автопарк был меньше, средняя скорость движения в городах — ниже. Зимой большинство водителей не переобувалось в шипованную резину — ее почти не было в свободной продаже. Ездили на всесезонных покрытиях, что заставляло быть предельно осторожными. Машину мыли редко, в лучшем случае раз в сезон в теплом боксе, где с кузова скребком и щеткой удаляли засохшую грязь. Люди были готовы к зимним трудностям и адаптировали стиль вождения под условия, а не ждали, что дороги будут как летом.

Было ли идеально? Разумные компромиссы советской системы

Конечно, у этой системы были свои, и немалые, недостатки.

Песок весной превращался в пыль, забивал ливневые стоки (которые, к слову, были проще и реже) и требовал масштабной уборки улиц с привлечением той же техники и многочисленных дворников. Стеклоочистители и фары машин страдали от царапин. Снежные валы, пока их не вывозили, сужали проезжую часть.

Вывоз снега был колоссальной по трудозатратам логистической операцией, парализующей часть грузового транспорта. Эффективность сильно зависела от человеческого фактора и дисциплины в коммунальных службах.

Ключевое отличие в том, что негативные последствия этой системы были экологическими и организационными, но не химико-бытовыми. Песок не разъедал обувь, не вредил в такой степени лапам животных, не отравлял почву вдоль дорог и, что важно, не уничтожал кузова автомобилей за несколько зим. Коррозия в те годы была связана в основном с низким качеством отечественных ЛКП и оцинковки, а не с агрессивным воздействием дорожной химии.

Почему так больше не делают? Эволюция ценозатрат

Отказ от «песочной» системы в пользу реагентов произошел не из-за чьего-то злого умысла, а по объективным, хотя и спорным, причинам.

Рост автомобилизации и скорости. Городам с миллионными пробками и высокоскоростными магистралями нужно гарантированно чистое, черное полотно. Реагенты, расплавляющие лед, дают это быстрее и эффективнее с точки зрения бесперебойного движения.

Экономика труда. Механизированная уборка с вывозом снега требует огромного количества рабочей силы и техники. Рассыпать реагент с помощью разбрасывателя — в разы дешевле и быстрее с точки зрения текущих затрат бюджета. Правда, при этом долгосрочные затраты перекладываются на автовладельцев (ремонт кузовов), экологию и коммунальную инфраструктуру.

Изменение стандартов. Сегодня норма — это «европейский» уровень очистки дорог. Добиться его без активных плавящих веществ при наших объемах снега крайне сложно.

Советский опыт доказывает, что существовал альтернативный, более щадящий для машин и природы путь. Он был более трудоемким, медленным и требовал от общества смирения с зимой. Современный подход — это путь технократический, ставящий во главу угла мгновенную эффективность и бесперебойность транспортного потока, но перекладывающий побочные издержки на окружающую среду и карманы граждан. В этом — главное различие двух эпох, застывшее в виде коричневых подтеков на колесных арках наших автомобилей.

Читайте также:

Вещи, которые никогда не стоит держать рядом с Wi-Fi роутером: именно они «убивают» скорость интернета Повторяйте 3 простые слова в сложных ситуациях: все злые люди будут обходить вас стороной Денег не будет: 6 вещей, которые нельзя отдавать, иначе в доме не будет денег - бабушка дала совет
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: