"Хотелось бы погулять": чепчанин о возглавляемом им космическом эксперименте
Олег Блинов — уроженец Кирово-Чепецкого района, ставший космонавтом. 4 ноября 2021 года он встал во главе экипажа миссии SIRIUS-21. Она воссоздает условия полета на Луну — длительного пилотируемого космического полета. Ее цель — разобраться в проблемах изоляции и ограниченного пространства. Шесть человек из России, США и ОАЭ "заперты" в специальном наземном комплексе, который воссоздает условия космического полета. Члены экипажа не имеют доступа к обычным средствам связи. Они обмениваются информацией с "Землей" с задержкой в пять минут, как при приближении к Луне. В День космонавтики, 12 апреля,р поговорили с Олегом Блиновым об эксперименте и его сложностях.
Время. На 12 апреля идут 159 сутки имитационной миссии. К этому времени плюсуется 21 день в так называемой обсервации. Эти три недели команда была изолирована от людей, но связь была полностью в доступе. Во время эксперимента подъем команды в 7.00, отбой в 23.00. За день члены экипажа едят три раза.
Все бодрствование распределяем в суточной циклограмме. Она формируется на каждый день. Наши главные действия направлены на научную программу по изучению изоляции при имитации полета в дальний космос. Иногда, безусловно, бывают внештатные ситуации, и мы с ними справляемся. Наши главные задачи — это медицинская помощь при повреждениях, — рассказывает Олег.
"Одежда". Экипировка для "выхода" на Луну облегченная, но вполне технологичная. Средства для перемещения по поверхности земного спутника включают систему обезвешивания тела. Она позволяет почувствовать гравитацию, похожую на лунную. К тому же у экипажа есть специализированный стенд по управлению лунным автомобилем для отработки стандартных операций. Все действия на имитационной лунной поверхности команда осуществляет со средствами виртуальной реальности.
Коммуникация. Олег замечает, что общение со всей командой плодотворное. Они нашли общий язык и вместе выполняют стоящие перед ними задачи. Космонавты общаются на русском и английском языках. Безусловно, проводя рядом 24 часа, они не избегают конфликтов. Выстроить взаимодействие в условиях изоляции — это долгий и сложный процесс.
Все члены нашей команды — это люди разного пола и вероисповедания. К тому же мы из разных стран. Но мы все время выискиваем решения, благодаря которым можем двигаться дальше в нашей космической миссии. При этом мы следуем профессиональным нормам в любых случаях.
Еда. Питание команды, по словам Олега, вполне разнообразное. По большей части, это продукты долгого хранения. В основном, это консервация и сублимация. Рацион рассчитан на семь дней. Приемы пищи не повторяются. Это позволяет не пресыщаться чрезмерно каким-то одним блюдом.
Помимо прочего, едим и овощи, что позволяет поддерживать витаминный баланс.
Болезни. Чтобы не заболеть в изоляции, перед началом эксперимента у участников 21 день была так называемая обсервация, в которой у членов экипажа не было контакта с внешним миром. А в экспериментальном комплексе имитируется искусственная атмосфера. Давление, состав, температура воздуха стабильны и не меняются по прошествии времени. А воздействие внешних микроорганизмов исключено из-за жесткого санитарно-гигиенического контроля грузов, которые получает команда.
Нехватка "земного". Олег отдельно добавляет, что больше всего ему не хватает общения с родными и разнообразия информации.
Хотелось бы видеть смену времен года, дня и ночи. Да и обычные прогулки по красивым местам и наслаждение бескрайними природными просторами — это то, по чему я скучаю.
Связь с семьей происходит посредством электронной почты два раза в сутки.
Этого, конечно, маловато, но я пытаюсь использовать эту возможность максимально эффективно, чтобы быть в курсе важных событий.
Олег добавляет, что стоит смотреть все фильмы про космос, которые попадаются под руку. А их правдивость можно проверить уже после просмотра, изучив достоверные источники.
Ранее мы писали о чепчанине, принявшем участие в "Слабом звене".