Progorod logo

Спросил абхазов, почему они не хотят работать - вот какой ответ я получил

20:00 24 декабряВозрастное ограничение16+
Шедеврум

На набережной в Сухуме, в тени вековых пальм, часто можно увидеть одну и ту же картину. Мужчины разных возрастов часами сидят за столиками, попивая крепкий кофе и ведя неспешные беседы. Проходящие мимо туристы из России нередко бросают осуждающие взгляды и шепчут: «Опять ничего не делают. Работать не хотят».

Но так ли всё просто? За этим кажущимся бездельем кроется глубоко травмированная реальность целого поколения, вынужденная философия жизни и горькая ирония судьбы.

Контрасты, которые режут глаз

Абхазия — страна поразительных противоречий, которые видны невооружённым взглядом. По центральным улицам Сухума ездят новейшие Mercedes и Lexus, но дороги под ними напоминают каменистые тропы военного времени. Роскошные особняки с колоннами и мраморными фасадами соседствуют с полуразрушенными советскими санаториями, чьи балконы опасно нависают над морем.

Это не просто упадок инфраструктуры — это физическое воплощение разрыва между разными слоями общества. Те, кто успел занять место у источника ресурсов, живут в иной реальности. Остальные вынуждены существовать среди руин былого величия, которое им не принадлежит.

Эхо войны, которое не смолкает

Чтобы понять сегодняшнее положение, нужно вернуться на три десятилетия назад. Война 1992–1993 годов нанесла удар, от которого общество не оправилось до сих пор. Погибли тысячи, десятки тысяч вынуждены были бежать. Демографическая яма, образовавшаяся тогда, определила будущее целого поколения.

«Уехали самые активные, самые образованные, — делится 55-летний Руслан, бывший учитель истории. — Те, кто остался, выживали как могли. Нам пришлось заново учиться жить в совершенно новых условиях, без привычной системы, без гарантий».

Система действительно рухнула. Промышленные предприятия, составлявшие основу экономики Абхазской АССР, были разрушены или остановились. Колхозы и совхозы распались. Вместо них появилось натуральное хозяйство как единственная гарантия выживания.

Экономика без перспективы

Сегодняшняя экономика Абхазии держится на трёх китах: туризм, сельское хозяйство и помощь из России. Каждый из этих секторов имеет серьёзные системные проблемы.

Туризм — яркий, но сезонный. С мая по сентябрь на побережье кипит жизнь, находятся рабочие места для гидов, официантов, аниматоров. Но что делать в остальные семь месяцев? Многие живут «от сезона до сезона», откладывая деньги на зиму.

Сельское хозяйство — мандарины, фундук, чай. Но и здесь проблемы: отсутствие современных технологий переработки, сложности с логистикой и сбытом, зависимость от капризов природы. Цена на мандарины может упасть в два раза за неделю, оставив фермера без прибыли за целый год труда.

Государственный сектор — учителя, врачи, госслужащие — получают скромные зарплаты, которые часто задерживают. Работать в таких условиях без ощущения миссии почти невозможно.

«Я 25 лет проработал в школе, — говорит педагог Астамур. — Моя зарплата — 15 тысяч рублей. На них нельзя содержать семью. Приходится летом работать на строительстве, осенью — помогать родне собирать урожай. А в школе я остаюсь только потому, что кто-то должен учить наших детей».

Теневая экономика как способ выживания

Парадокс абхазской реальности — официальная бедность при видимом благополучии. Дорогие автомобили, новые дома, современные кафе — откуда всё это, если «работы нет»?

Ответ лежит в плоскости теневой экономики, которая стала для многих единственным способом достичь достойного уровня жизни.

Криптовалютный бум несколько лет назад стал для Абхазии настоящим социальным лифтом. Дешёвая электроэнергия (менее рубля за кВт·ч до недавнего времени) сделала майнинг сверхприбыльным бизнесом. В заброшенных советских учреждениях, на дачах, в частных домах работали тысячи видеокарт. Это принесло быстрые деньги, но создало иллюзию лёгкого успеха.

Контрабанда и реэкспорт — ещё один значимый сектор. Географическое положение, мягкий климат, porous границы — всё это создаёт условия для серого импорта товаров, которые затем могут попадать на российский рынок.

Родственная взаимопомощь — фундаментальный элемент абхазской культуры. Деньги, отправленные родственниками из России, Турции или Европы, часто становятся основным источником дохода для многих семей. Это не рассматривается как подачка, а как естественная обязанность более успешных членов рода.

Философия достоинства в условиях неопределённости

За всем этим кроется важный культурный момент — абхазское понятие о достоинстве (апсуара). Традиционная культура ценит независимость, гордость, свободу распоряжаться своим временем выше материального благополучия, достигнутого ценой унижения.

«Лучше сидеть без денег, но с чистой совестью, чем кланяться тому, кто этого не заслуживает», — эту фразу можно услышать от многих.

Это создаёт интересный психологический феномен: абхазы готовы тяжело трудиться на своей земле, в своём деле, но с большим сопротивлением идут «в найм», особенно если чувствуют неуважение или несправедливость.

В условиях, когда честный труд в официальном секторе не гарантирует достойной жизни, многие выбирают стратегию минимального участия в системе, которая их не уважает. Они предпочитают жить скромно, но сохранять чувство собственного достоинства и контроль над своим временем.

Взгляд в будущее

Молодое поколение стоит перед сложным выбором. Часть уезжает — в Россию на учёбу и работу, часть пытается создавать что-то на месте: небольшие гостевые дома, кафе, экскурсионные бюро, digital-проекты.

«Мы понимаем, что сидеть и ждать, когда что-то изменится, нельзя, — говорит 28-летний Адгур, открывший кофейню в Новом Афоне. — Но и работать просто ради работы, без перспективы, без веры в завтрашний день — бессмысленно. Мы пытаемся найти баланс между нашими традициями и современными требованиями».

Абхазия находится на перепутье. С одной стороны — тяжёлое наследие войны и изоляции, коррупция, отсутствие чётких экономических перспектив. С другой — уникальная природа, богатая культура, выгодное географическое положение и, самое главное, люди с сильным характером и чувством собственного достоинства.

Фраза «они не хотят работать» оказывается невероятно поверхностной. Правда в том, что многие абхазы не хотят участвовать в системе, которая не гарантирует им ни справедливости, ни уважения, ни достойного будущего. Они выбирают другие ценности — время для семьи, честь, внутреннюю свободу. В мире, помешанном на продуктивности и потреблении, такой выбор выглядит ересью. Но, возможно, именно в этой ереси — горькая мудрость народа, прошедшего через огонь и сохранившего своё человеческое лицо.

Читайте также:

Декабрь станет самым важным и счастливым месяцем для этого знака: Володина рассказала, чья жизнь кардинально изменится Самый «деревенский» город России. Я был в шоке, увидев центр, целиком состоящий из деревянных строений Повторяйте 3 простые слова в сложных ситуациях: все злые люди будут обходить вас стороной
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: