Закон на вашей стороне: автоюрист объяснил, почему вы не обязаны открывать капот для ГИБДД
Многие водители, встретив инспектора ГИБДД, даже не догадываются, что простая просьба «открыть капот» может обернуться серьезными неприятностями. Автоюрист в беседе с порталом naavtotrasse.ru рассказал, почему это требование иногда превращается в ловушку и как правильно действовать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Сначала стоит подчеркнуть: далеко не все сотрудники ГИБДД злоупотребляют полномочиями. Большинство честно выполняют свою работу, однако единичные случаи недобросовестного поведения по-прежнему портят репутацию службы. Именно эти «исключения» используют служебное положение, чтобы подставить водителей и выбить из них деньги.
По словам эксперта, иногда недобросовестные инспекторы могут воспользоваться растерянностью автолюбителя и потребовать открыть капот или багажник. За этим может последовать попытка подбросить запрещенные предметы, чтобы потом шантажировать водителя взяткой или даже угрозой уголовного дела. Сценарий редкий, но вполне реальный — и лучше знать, как защититься.
Главное правило: без оформления протокола водитель не обязан открывать автомобиль. Единственное, что нужно сделать по закону — предъявить документы: водительское удостоверение, СТС и страховой полис. Любые просьбы «заглянуть под капот», «посмотреть багажник» или «проверить салон» допустимы только в рамках официального досмотра.
Процедура досмотра строго регламентирована. На месте должны присутствовать понятые или вестись видеозапись, а также оформляться соответствующий протокол. Без этих условий требование открыть любую часть машины незаконно. Более того, у инспектора должны быть веские основания для проведения проверки — например, ориентировка или подозрение в перевозке запрещенных предметов.
Иногда полицейские ссылаются на необходимость «сверить номер двигателя» — но это тоже не повод подчиняться. По действующему законодательству этот номер не имеет юридического значения и не отражается в регистрационных документах. А значит, водитель не обязан открывать капот, чтобы инспектор что-то проверил.
Если двигатель заменен на контрактный, повторно регистрировать авто не требуется — закон этого не требует. Поэтому подобная просьба не является законным требованием.
Автоюристы подчеркивают: чтобы избежать неприятностей, водитель должен помнить — любые действия с машиной возможны только после составления протокола. Не стоит поддаваться на давление, даже если инспектор говорит уверенно или пытается торопить.
И главное — всегда сохранять спокойствие и фиксировать происходящее на видео. В большинстве случаев это лучший способ защитить себя от возможных злоупотреблений.
Читайте также:
Не попадись в ловушку ГАИ: зачем инспектор спрашивает «Куда едете?» и какой ответ надо дать Верховный суд поставил точку: грозит ли лишение прав за наезд на сплошную одним колесом Не трогайте тряпку на машине! Новая схема мошенников, которая работает безотказно