Почему русские крестьяне всегда спали одетыми
Сон для русского крестьянина начала XX века был не отдыхом в привычном нам смысле, а частью сложного уклада, подчинённого сельскому ритму и вековым традициям. Для них важнее всего было тепло, практичность и соблюдение обычаев.
Где и как спалиИзба делилась на зоны, и место для сна выбиралось по принципу близости к теплу. Главным «центром комфорта» была печь: она и грела, и кормила, и служила лучшей кроватью. Просторная лежанка доставалась старикам, чьи кости особенно нуждались в сухом тепле.
Дети и подростки чаще спали на полатях — деревянных настилах над печью, где было безопасно и уютно. Вдоль стен стояли лавки, превращавшиеся ночью в спальные места для остальных членов семьи. Мужчина-хозяин обычно имел свой угол — «коник» с резным грифом, где он работал и отдыхал. Младенцев укладывали в подвешенные люльки.
Спать на полу было обычным делом, особенно в многодетных семьях. Солома под дерюгой или старой одеждой заменяла матрас. Кровати встречались редко и считались признаком богатства. Исследования в Сибири показывают, что даже в 20-х годах XX века более трети жителей спали прямо на полу, около пяти процентов — на печах, чуть более трёх — на полатях.
Два сна за ночьРежим сна зависел от времени года. Летом и весной, во время полевых работ, крестьяне спали по минимуму: рабочий день длился до 15 часов. После обеда позволяли себе короткий отдых — задремать на стоге сена или прямо на земле.
Зимой ночной распорядок менялся. После ужина семья ложилась спать пораньше, но уже через четыре-пять часов вставала. Кто-то молился, кто-то месил тесто или занимался рукоделием, мужчины играли в карты. После пары часов бодрствования все снова засыпали до рассвета. Получалось два периода сна за ночь — привычка, удивлявшая иностранцев.
Почему не раздеваясьДо середины XX века крестьяне почти всегда спали в дневной одежде. Женщины не снимали даже платков. У этого было несколько причин.
Во-первых, суеверия. Сон считался «путешествием души» в мир духов, и отправляться туда без одежды считалось неприличным. Считалось также, что спящий нагой человек уязвим для нечистой силы, особенно женщины, которых «могли сглазить».
Во-вторых, бытовая необходимость. Постельного белья практически не было. Соломенные тюфяки, овчины и рогожи было проще прикрыть чистой одеждой, чем спать на них нагишом.
В-третьих, защита от насекомых. В избах водилось множество клопов, пауков и муравьёв, поэтому одежда служила своеобразным «барьером» во сне.
Солома вместо перинПуховые перины и подушки были доступной роскошью только для зажиточных семей. Большинство довольствовалось соломой, укрывалось старыми тулупами или шубами, а в качестве подушек использовало скатанные зипуны.
Для удобства в сенях часто ставили ведро или лохань, чтобы ночью не выходить на мороз. Для детей делали ночные горшки с крышками. Утром содержимое выливали в отхожее место.
Русская крестьянская изба жила по строгим правилам. Здесь каждый угол имел значение, а даже сон был частью многовекового уклада, в котором практичность всегда брала верх над комфортом, пишет автор Дзен-канала "Кириллица".