Почему великих советских актеров не брали на роли: 7 курьезных случаев из истории кино
Порой решение режиссёра, изменившее ход съёмок, диктовалось не профессиональными качествами артиста, а сиюминутным капризом, забавным предубеждением или простым стечением обстоятельств.
Андрей Миронов и историческая несовместимость
Будущий великий артист впервые переступил порог киностудии в одиннадцатилетнем возрасте. Мальчик, уже увлекавшийся музыкой и сценой в школьном джазовом оркестре, пришёл на пробы к легендарному Александру Птушко, работавшему над сказкой «Садко» (0 ). Ассистенты были впечатлены живым и смышлёным ребёнком и уже готовы были доверить ему эпизод в массовке. Однако сам режиссёр, заметив, что под историческую холщовую хламиду мальчик поддел современную тенниску, пришёл в негодование. Юный Миронов, смущённый грубой тканью костюма, просто пытался избежать дискомфорта, но Птушко усмотрел в этом непозволительную несерьёзность и нарушение антуража. Так из-за бытовой детали советский зритель лишился возможности увидеть одного из своих любимых актёров в детстве. Впрочем, это не сломило дух будущей звезды: его дебют в кино состоялся спустя несколько лет в картине «А если это любовь?» (0 ).
Татьяна Конюхова и лингвистический барьер
Известная по фильмам «Майская ночь, или Утопленница» (0 ) и «Женитьба Бальзаминова» (0 ) актриса Татьяна Конюхова однажды столкнулась с необычным режиссёрским капризом. Генрих Оганесян, подбирая актёров для солнечной комедии «Три плюс два» (0 ), устроил нестандартный кастинг. Главным условием для претендентов стало безупречное произношение названия латвийского посёлка Клапкалнциемс, где должны были проходить съёмки. Оганесян, видимо, считал это идеальной проверкой дикции. Однако Конюхова, пришедшая на пробы скорее из любопытства к самому проекту, с задачей не справилась и была отбракована. Этот курьёзный случай напоминает, что путь к большой роли иногда преграждают не творческие, а чисто технические, почти анекдотичные препоны.
Георгий Вицин и комедийный шлейф
Образ гениального Труса из бессмертной троицы Вицин-Никулин-Моргунов стал для Георгия Михайловича и визитной карточкой, и своеобразным творческим заточением. Леонид Гайдай, обожавший актёра и пригласивший его в несколько своих картин, на сей раз вынужден был отказать ему в роли. Речь шла о двойной роли управдома Бунши и царя Ивана Грозного в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (6 ). Просмотрев пробы, режиссёр пришёл к выводу, что узнаваемая мимика и пластика Вицина будут неизбежно ассоциироваться у зрителя с его знаменитым комедийным персонажем, что могло разрушить серьёзность образа грозного царя. Эта история — наглядный пример того, как громкий успех в одном амплуа может неожиданно закрыть дорогу к другим, не менее интересным ролям.
Анастасия Вертинская и творческие разногласия
Случай с Анастасией Вертинской, считавшейся одной из самых красивых актрис советского кино, уникален причиной отказа. Режиссёр Леонид Квинихидзе видел именно её в роли знаменитой няни в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» (0 ). Однако между творческим видением режиссёра и актрисы возникла непреодолимая стена — музыка. Вертинской не понравились песни, написанные Максимом Дунаевским, и она отказалась их исполнять. В проекте, где музыка была стержнем, это стало решающим фактором. Роль отошла Наталье Андрейченко, которая отнеслась к предложенному материалу без критики. Этот курьёзный отказ был продиктован не недостатком таланта, а принципиальной творческой позицией актрисы.
Александр Ширвиндт и национальный образ
Игорь Масленников, создатель культового цикла о Шерлоке Холмсе, изначально видел в роли инспектора Скотленд-Ярда Лестрейда Александра Ширвиндта. Флегматичность, ироничность и интеллектуальная составляющая актёра идеально подходили для образа британского джентльмена. Однако на пробах режиссёра вдруг осенило: при всех своих данных Ширвиндт выглядел «каким-то неанглийским». Это смутное, субъективное ощущение стало единственной, но решающей причиной отказа. Роль в итоге досталась Борисулавy Брондукову, чей образ стал классическим, что доказывает: даже у великих режиссёров бывают весьма оригинальные и не всегда объяснимые критерии отбора.
Светлана Крючкова и режиссёрское предчувствие
В биографии Светланы Крючковой есть отказ, который сложно воспринять всерьёз. Режиссёр Леонид Марягин, подбирая актрису на главную роль в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова» (0 ), встретился с Крючковой и… усмотрел в ней излишнюю, по его мнению, «скрытую сексуальность». Он счёл, что это качество не соответствует образу простой работящей женщины. Ирония судьбы в том, что роль в итоге исполнила Наталья Гундарева — актриса с мощным, ярким женским началом. Позже Марягин всё же передумал и готов был утвердить Крючкову, но та сама перечеркнула свой шанс, опоздав на встречу из-за банкета после спектакля. Эта история служит напоминанием, что в искусстве понятие «неподходящий типаж» порой бывает крайне субъективным.
Эти забавные и поучительные эпизоды из истории советского кинематографа показывают, что путь к успеху редко бывает прямым. Порой на него влияют не только талант и трудолюбие, но и непредсказуемая игра случая, творческие размолвки и даже бытовые мелочи.
Читайте также:
Многолетники после цветения: ключевые шаги для правильного ухода Грибник из Подмосковья посчитал урожай: в его корзину попадают сразу 52 вида грибов! Готовлю насыщенный томатный соус по секрету деревенских хозяек: 2 простых шага вместо 4 часов мучений Что добавлять в дачный туалет, чтобы отходы растворялись и запаха не было: эффективные средства Повторяйте эти 3 слова в трудные моменты — и злые люди сами отступят