8 советских актеров, которые сменили настоящую фамилию: мы знаем их под псевдонимами
Причины скрывались в политике, цензуре, национальном происхождении или просто в сложных для сцены именах. История сохранила для нас звезд под их сценическими масками, а мы попробуем заглянуть за кулисы их настоящих биографий.
Фаина Раневская: От Фельдман к Чеховской героине. Гордость советского театра и кино родилась Фанни Гиршевной Фельдман в состоятельной еврейской семье. Для успеха на советской сцене имя «Фанни Фельдман» звучало неподходяще. Сама актриса с юмором замечала, что оно больше подходит «несчастной школьнице с косичками», чем актрисе. Легендарный псевдоним родился из случая: потеряв деньги на ветру, она напомнила знакомым образ расточительной помещицы из чеховского «Вишневого сада». Так Фанни Фельдман навсегда стала Фаиной Раневской.
Зиновий Гердт: Техническая необходимость. Обладатель неповторимой харизмы и интеллигентной иронии, покоривший зрителей в «Золотом теленке» (0 ), «Розыгрыше» (16 ) и «Формуле любви» (0 ) , появился на свет как Залман Храпинович. Причиной смены стала банальная неудобопроизносимость и постоянные ошибки в афишах. Происхождение псевдонима «Гердт» окутано легендами: возможно, он позаимствовал его у родственников или вдохновился фамилией балерины Елизаветы Гердт, а может, просто проявил актерскую фантазию.
Александр Панкратов-Чёрный: Казачьи корни и путаница. Любимец публики, известный по «Где находится нофелет?» (0 ) и «Зимнему вечеру в Гаграх» (12 ), родился Александром Гузевым в семье потомственных казаков. Фамилия Гузев ассоциировалась со службой предков в царской охране, что в советские времена не приветствовалось. Юноша взял фамилию отчима – Панкратов. А приставку «Чёрный» добавил позже, чтобы избежать путаницы с режиссером-однофамильцем Александром Панкратовым, который, в свою очередь, стал Панкратовым-Белым.
Георгий Милляр: Из де Мильё в Бабу-Ягу. Король советской сказки, незабываемый Кощей Бессмертный и Баба-Яга Александра Роу, был потомком французского инженера и дочери золотопромышленника. При рождении его звали Жорж де Мильё. Революция лишила семью состояния и статуса. Чтобы не привлекать лишнего внимания аристократической фамилией, он упростил ее до Милляр. Ирония судьбы: бывший аристократ стал главным воплощением сказочной нечисти для миллионов советских детей.
Александр Хвыля: Волна украинизации. Добряк Морозко из одноименной сказки (0 ), которого обожала вся страна, при рождении носил фамилию Брессем, указывающую на шведские корни. В 1930-е годы, в период активной украинизации культуры, актер выбрал звучный и поэтичный псевдоним Хвыля, что означает «волна». Этот шаг был и патриотичным, и красивым. После «Морозко» (0 ) Хвыля стал официальным Дедом Морозом СССР, ежегодно поздравлявшим детей с Кремлевской елки, а его шведское прошлое осталось лишь записью в старом паспорте.
Михаил Светин: Папина любовь. Комедийный гений, создавший множество ярких образов, родился Михаилом Гольцманом. Смена фамилии стала трогательным актом отцовской любви. В 1965 году у него родилась дочь Света. Вдохновленный этим событием, Михаил решил взять фамилию Светин – как бы указывающую на принадлежность к дочери. Получилось остроумно и запоминающе: Михаил Светин – папа Светы.
Иннокентий Смоктуновский: Сибирские корни. Мастер глубоких психологических ролей, интеллектуал экрана, был сыном Михаила Смоктуновича. Фамилия, доставшаяся от предков, имела белорусские корни: прадед служил егерем в Беловежской пуще, но был сослан в Сибирь за убийство зубра. Актерская судьба потребовала более благозвучного варианта – так Смоктунович превратился в Смоктуновского.
Семен Фарада: Игра в шарады. Один из самых обаятельных комиков советского кино долгие годы был Семеном Фердманом. Судьбоносная смена произошла на съемках фильма «Вперед, гвардейцы!» (6 ) в 1972 году. Режиссер, посчитав фамилию «Фердман» недостаточно подходящей для титров, предложил актеру придумать что-то другое, «какую-нибудь шараду». Игра слов «шарада-Фарада» понравилась Семену, и он с легкой руки режиссера стал Фарадой, под этим именем войдя в историю кинокомедии.
Эти истории напоминают, что за знакомыми с экрана именами часто стояли непростые решения, продиктованные временем, обстоятельствами или просто желанием найти свое место под софитами. Псевдонимы стали их второй кожей, но настоящие фамилии – часть их личной истории, которая делает их судьбы еще более человечными и интересными. Они сменили имена, но не смогли изменить главного – своего таланта, который и прославил их навсегда, под каким бы именем они ни значились в титрах.
Читайте также:
Смоет золотым дождем: Тамара Глоба предсказывает бриллиантовую полосу четырем знакам с 15 августа Многолетники, которые покорятся даже тем, у кого руки не из того места У этих людей самые сильные ангелы-хранители: рожденные в эти числа могут не бояться ударов Судьбы — их защитники всегда на страже Не говори другим, что у тебя все хорошо: психология молчания и силы слов 1 стакан в стиралку — и махровые полотенца мягче пуха: больше никакой наждачки вместо ткани