Искусство ХХ века

Искусство ХХ века

Собрание Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых отражает различные этапы развития отечественного изобразительного искусства. Наиболее полно в нем представлена живопись ХХ столетия. «Некалендарный» XX век начинается в 1910-е гг. чередой блестящих творческих открытий, получивших название «русского авангарда». Появился постимпрессионизм «Бубнового валета», экспрессивный абстракционизм В. В. Кандинского, супрематизм К. С. Малевича, конструктивизм А. М. Родченко и различного рода модификации беспредметного творчества.

Одновременно существовало множество объединений, группировок, направлений, которые находились друг с другом в острой творческой и идейной полемике. В разделе искусства авангарда представлены акварельные листы В. В. Кандинского, супрематистские композиции последователей К. С. Малевича – И. А. Кудряшова, Д. Н. Санникова, И. Г. Чашника, футуристические работы И. В. Клюна, Н. А. Удальцовой, конструктивистская живопись А. М. Родченко и В. Ф. Степановой. Художественная система «расширенного смотрения» школы М. В. Матюшина отражена в произведениях самого учителя и его учеников О. П. Ваулиной и Н. И. Кострова.

Обращение к различным стилистическим направлениям современного западноевропейского искусства в свободной авторской трактовке мы наблюдаем в картинах Н. М. Григорьева, С. М. Колесникова, А. И. Кравченко, А. А. Осмеркина, К. Н. Редько, Р. Р. Фалька, А. Г. Якимченко, вятского художника М. А. Демидова. Живописная линия примитива нашла отражение в творчестве П. Ф. Строева, Ю. А. Васнецова.

В 1922 г. была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), представители которой отстаивали принципы реалистического искусства и стремились отображать новую советскую действительность. Ведущим жанром их творчества стала картина на революционную тему. В экспозиции представлены динамичные композиции И. А. Владимирова и Е. М. Чепцова, посвященные событиям гражданской войны. Миф о социалистическом рае нашел отражение в картинах Т. Г. Гапоненко, С. М. Луппова: в темах праздничных шествий и спортивных праздников, образах счастливых советских людей. Темы индустриализации и новой колхозной деревни раскрываются в работах П. И. Котова, Т. Е. Пустовалова, А. А. Пластова.

В искусстве послевоенного времени особую значимость приобрела тема обновления жизни. Радость и красота созидательного труда и отдыха раскрыты в портретах В. П. Ефанова и К. М. Максимова, жанровой картине Г. П. Сорогина «Письмо», пейзаже А. М. Герасимова «После дождя», натюрморте И. А. Попова «Скульптура».

Областью, свободной от официального заказного искусства оставалась, в частности, непосредственная работа с натуры, где этюдная задача оправдывала и свободу письма, и выбор сюжета. Это мы можем наблюдать в творчестве С. В. Герасимова, А. М. Грицая, В. М. Сидорова, В. Ф. Стожарова.

В 1950-е - 1960-е гг. достигло своего расцвета искусство художников союзных и автономных республик. В творчестве Л. В. Кабачека, П. Г. Кипарисова, Р. М. Нурмухаметова, Г. А. Песиса находит отражение местный колорит в изображении национальных праздников и традиций, портретах местных жителей и образах родной природы.

Конец 1950-х - начало 1970-х гг. стало временем новых художественных исканий и экспериментов. Одним из ведущих направлений становится искусство «сурового стиля». Живописцы Г. Г. Нисский, В. Н. Чулович, А. А. Яковлев стремились выразить героическое начало жизни, изображая романтику повседневных будней, новые стройки, суровую северную природу. В поисках «правды жизни» они обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, перейдя от сюжетной описательности к внутренней эмоциональной напряженности образа.

В разделе искусства 1980-х - 2000-х гг. можно познакомиться с живописными и скульптурными произведениями ведущих представителей московской школы, а также отдельных ленинградских художников. Образ уходящей русской деревни раскрывается в картинах Н. Е. Зайцева, В. Н. Коркодыма, В. Н. Телина, В. Г. Харлова. К национальной теме в городском и сельском пейзаже обращаются такие известные мастера, как М. Г. Абакумов, А. А. Грицай, Н. П. Федосов. Направление «романтического реализма» представлено произведениями И. М. Орлова и В. В. Щербакова. Тематическая картина является ведущей в живописи Д. В. Журавлева, Я. Ю. Крыжевского, Ю. М. Ракши, где каждый из авторов обращается к образам либо недавнего прошлого, либо современности. Подчеркнуто авторская стилистическая манера выделяет произведения Н. В. Глебовой, И. Л. Лубенникова, А. А. Любавина, Б. А. Мессерера. Часто живописцы прибегают к использованию художественного языка и приемов прошлых эпох.

В целом отечественное искусство XX века в собрании Вятского художественного музея представляет основные художественно-стилистические направления и объединения на примере произведений ведущих мастеров живописи и скульптуры 1910-х - 2000-х гг.

  • 0

Популярное